Главная > Дневник событий > Никола Саркози назвали «высокопарным галльским гусем»

Никола Саркози назвали «высокопарным галльским гусем»

image_pdfimage_print

Внук убежденного голлиста, ставший президентом созданной Шарлем де Голлем Пятой республики, Никола Саркози все чаще показывает свой характер, и это начало отражаться не только на рейтинге его популярности среди сограждан – он катится под гору, но и на настороженном отношении к нему других европейских лидеров. Особенно раздражена внешнеполитическими маневрами деятельного француза бундесканцлерин Ангела Меркель.

Когда они встречались в начале марта в Ганновере, Меркель все интересовалась, почему Саркози так проталкивает проект создания Средиземноморского союза. Идея сводится к образованию альянса стран юга Европы и их соседей через Средиземноморье в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Саркози пообещал, что сделает этот проект своим приоритетом во время председательства Франции в Евросоюзе, которое начнется 1 июля и продлится, как водится, полгода.

Германия никаким боком не выходит на побережье того, что древние римляне называли mare nostrum – «наше море». Это не их море, а потому Меркель с другими бундесбюргерами подозревает, что Саркози задумал международную структуру, аналогичную Европейскому Союзу, в которой Франция в силу своего политического и экономического веса будет играть главенствующую роль. Если средиземноморская Антанта возникнет, то она объективно будет подмывать фундамент ЕС.

Дерзновенная самостоятельность, которую демонстрирует Никола Саркози, проявилась на самых разных широтах и меридианах. Он исполнил подчеркнуто дружелюбные увертюры в адрес ливийского правителя Муамара Каддафи, что принесло дивиденды – французский бизнес получил выгодные контракты, в частности, в области атомной энергетики. Саркози создал французскую военную базу в Персидском заливе, показав тем самым, что не одним только американцам это доступно.

Наконец, Сарко предложил подписать с Украиной договор об ассоциированном членстве, хотя внутри Евросоюза было достигнуто согласие – расширение сообщества временно замораживается и никто не вправе касаться этой запретной темы.

Впечатление, что Н. Саркози стремится утвердить позиции Франции вдали от ее границ, хотя представитель МИД Франции Паскаль Андреани не перестает подчеркивать: «французско-германские отношения остаются краеугольным камнем развития ЕС», а сам Евросоюз – это абсолютный приоритет. Уместно напомнить, что в 1962 году де Голль, которому подражает Саркози, заявил, что именно Франция должна играть в Европе ведущую роль. Директор Немецко-французского института Франк Баснер в этой связи замечает: «Действительно, представление о том, что Европа – это не больше ни меньше чем продолжение Франции, глубоко укоренилось в обществе. Однако хладнокровный, агрессивный стиль общения президента со своими партнерами поражает даже самих французов».

Примером разочарования сограждан в своем избраннике стал эпизод с намерением Сарко превратить телеканал «ТВ-5 Монд» в чисто французский. Казалось бы, президент играет на нервных струнах галльского гонора. Но, во-первых, пришли в негодование владеющие в совокупности третью этого холдинга франкофоны – канадцы, бельгийцы и швейцарцы. А во-вторых, и свои не оценили патриотического задора: леволиберальная газета «Либерасьон» назвала Саркози «высокопарным галльским гусем».

Владимир МИХЕЕВ

№3(20), 2008

№3(20), 2008