Главная > Дневник событий > Нововведения > Жадность перестает считаться добродетелью

Жадность перестает считаться добродетелью

image_pdfimage_print
Вскоре в Европе главный герой голливудский саги «Уолл-стрит» больше не сможет проповедовать свою заповедь, ставшую символом эпохи тотального доминирования финансовой олигархии в мире: «Жадность это хорошо» (“Greed is good”). Сверхдоходы тех, кого в той же Америке прозвали «жирными котами», в Европе стали не только объектом тихой ненависти массы пострадавших в кризис вкладчиков и заемщиков, но и предметом детального рассмотрения разного рода административными структурами, исходившими из того, что эту вакханалию в разгар чумы пора прекращать.

Теперь банковское сообщество пребывает в замешательстве: крестовый поход европейских регуляторов против баснословных выплат комиссионных, премий и бонусов работникам этой самой денежной сферы вот-вот достигнет кульминационной точки. По рекомендации Комитета европейских банковских регуляторов (КЕБР), вознаграждение финансистов всех уровней в частных структурах будет впредь строго регламентироваться.

Предполагается, что банкиры смогут получать наличными только пятую часть своих бонусов, остальное только в виде акций или других «финансовых инструментов», причем это вознаграждение должно быть растянуто во времени: от трех до пяти лет.

В документе КЕБР, насчитывающем 84 страницы, который был опубликован в начале октября, дается разъяснение, почему необходимы учет и контроль за доходами работников банковской сферы. Хотя сами по себе бонусы не явились первопричиной финансового кризиса в мире, но щедрые гонорары побуждали банкиров идти на неоправданные риски с предоставленными в их распоряжение денежными средствами. В документе записано: «Было признано, что чрезмерные вознаграждения в банковской среде пробуждали аппетит к проведению рискованных операций, которые были несоразмерны со способностью амортизировать потери как этими структурами, так и в целом всем финансовым сектором».

Регуляторы финансового рынка считают, что нужно найти оптимальную пропорцию между фиксированной зарплатой и премией. Если бонус во много раз превосходит зарплату, то сотрудник готов пуститься на рискованные предприятия (а подчас пуститься и во все тяжкие). Если же бонус мал, то при наступлении «временных трудностей» работодатель не имеет возможности сэкономить на невыплатах этой прибавки. Искать золотую середину регуляторы будут сами.

В документе содержится и рекомендация отказать руководителям частных банков, которые избежали банкротства благодаря государственным вливаниям, в получении бонусов, и отказаться от практики «гарантированных премий», которые должны выплачиваться более одного года. Новые инструкции будут касаться не только филиалов европейских банков в Европе, но также их подразделений в других частях света.

Для Британии, сообщает газета «Гардиан», это нововведение будет означать, что существующий регламент, введенный после вызволения преддефолтных банков за счет казенных средств, распространят с 27 финансовых учреждений на 2500. Под колпаком окажется избранный круг высокооплачиваемых менеджеров, которые в прошлом году положили себе в карман по миллиону фунтов стерлингов каждый – наличными.

Джон Терри из аудиторской компании «Прайсуотерхаус» оценивает новые правила от имени ЕС как «одни из самых строгих в мире». Он прогнозирует не только «исход» многих банковских структур из делового центра Лондона – знаменитого Сити, но и в принципе их перебазирование за пределы Европы. По крайней мере, считает эксперт, банки начнут более активно вести дела вне зоны действия законодательства Европейского Союза. Еще одно опасение связано с появляющейся у конкурентов в США и Азии возможность сманить себе самые ценные кадры высшего управленческого звена.

Владимир МИХЕЕВ

№11(49), 2010

№11(49), 2010