Новое в жизни французов

image_pdfimage_print
Центр стратегического анализа при премьер-министре Франции подготовил доклад, в котором был рассмотрен вопрос о явлении, получившем название «социальное деклассирование». Эта работа была связана с тем, что во французском обществе получило распространение мнение, согласно которому нынешнее молодое поколение французов живет хуже своих родителей, спускается на ступеньку вниз на лестнице социального успеха. Пример простой: папа был управленцем, сын не поднялся выше рядового служащего.

Генеральный директор Центра Рене Сев согласен с тем, что такое явление во Франции существует, однако призывает смотреть на проблему шире.

«Социальное деклассирование – это чувство, ощущение, – объяснил он суть явления в интервью парижской газете «Либерасьон». – Оно не учитывает реальный уровень жизни, рост накопленного богатства страны. Человек может чувствовать себя «деклассированным» по сравнению с представителями старшего поколения, хотя на деле будет более зажиточным, иметь более высокий уровень жизни. В настоящее время ВВП Франции в разы выше, чем 30 лет назад, семьи живут в лучших условиях, но явление социального деклассирования сохраняется».

Авторы доклада установили, что в сегодняшней Франции 22-25% тридцатилетних и сорокалетних находятся на более низком социальном уровне, чем их родители. В начале 1980-х годов этот показатель составлял в стране 18%. Таким образом, темпы роста этого феномена налицо, но не слишком значительно. Одновременно 40% лиц этой же возрастной категории сейчас имеют более высокий социальный статус, чем их родители. В 1983 году в таком положении находились 37,7%. Надо учесть, что улучшилось качество жизни, ее продолжительность, здоровье людей. «Лучше «спускаться» в социальном отношении в обществе, находящемся на подъеме, чем «подниматься» в обществе, переживающем период падения», – обобщает Р.Сев.

В документе отмечены и некоторые другие явления, которыми характеризуется современное французское общество. Например, в доходах семей уменьшилась доля, которую можно использовать по своему усмотрению. Люди теперь должны тратить большую часть своих средств на разные фиксированные платежи, начиная с квартплаты, оканчивая оплатой Интернета и множества других новых услуг. Их появление улучшило качество жизни, но сократило объем свободных денег, следовательно, возможности их использования. В результате в том возрасте, когда родители уже становились собственниками своего жилья, их дети его еще не имеют.

Еще одно любопытное явление касается женщин. В целом феминизация общества свойственна всем европейским странам, не только Франции. В некоторых из них (например, в Швеции) это принимает утрированные масштабы. Там впору создавать более благоприятные условия уже для мужчин, которых повсеместно вытесняют представительницы «слабого пола»: даже отпуск по уходу за родившимся ребенком все чаще берут шведские папы… Во Франции до этого не дошло. Напротив, растущая мобильность населения в сочетании с реалиями системы образования и профессиональной ориентации оборачиваются снижением социального уровня женского населения по сравнению с предыдущим поколением.

Что имеется в виду? Девочки и девушки предпочитают гуманитарные и окологуманитарные направления обучения, мальчики и юноши – технические и научные. Последнее направление, как показывает французская практика, открывает больше возможностей для карьеры и для продвижения по службе. Далее, выравнивание уровня жизни в столице и провинции, более равномерное в географическом смысле развитие страны облегчает мобильность рабочей силы, переезды с места на место. Как правило, жена следует за мужем. В результате на новом месте в отличие от мужа она находит ту работу, которая подвернется. Это тоже оборачивается их социальным деклассированием.

Светлана ФИРСОВА

№7-8(35), 2009

№7-8(35), 2009