Главная > Финансы & банки > Британия: вкладчики опростали свои кубышки

Британия: вкладчики опростали свои кубышки

image_pdfimage_print

Довольно бережливые в повседневной жизни британцы начали изымать средства со своих банковских счетов. Причем невиданными за последние 40 лет темпами: в 2013 году банки «похудели» на 23 миллиарда фунтов стерлингов, снятых с долгосрочных вкладов. Как подсчитал обозреватель лондонской «Дейли телеграф», это равнозначно тому, что каждое домохозяйство вернуло себе в карман по 900 фунтов наличными.

Рос Альтман, бывший советник правительства, считает, что опорожнение кубышек – тревожный симптом, поскольку «ни одна экономика не может существовать без личных сбережений». Более того, по его мнению, «если вы просто забираете деньги и тратите их, то это прямой путь к долговременному экономическому упадку».

В принципе специалисты разошлись во мнениях. Одни предрекают, что бегство вкладчиков спровоцирует волну сомнений в скором улучшении экономической конъюнктуры и выходе из кризиса. Другие, напротив, видят в происходящем выигрышную тенденцию, коль скоро население начинает тратить наличность на потребительском рынке и тем оживляет спрос.

Третьи, анализируя причины этого тренда, указывают, вполне справедливо, на снижение прироста по вкладам сперва ниже 2% в 2010 году, а ныне и вовсе меньше одного процента. Банки более не заинтересованы в использовании средств вкладчиков для инвестиций и кредитования.

Имеет право на существование и точка зрения, что закрытие вкладов напрямую связано с ухудшением материального достатка, вынуждающего залезать в «заначки», отложенные на черный день.

Свидетельства того, что если не черный, то сумрачный день уже настал, можно почерпнуть из опубликованного отчета «Бюро национальной статистики», в котором зафиксировано снижение доходов среднего класса с 37900 до 32600 фунтов стерлингов в год во временном интервале с начала кризиса (2007-2008) по 2011-2012 финансовый год.

Естественно, падение доходов середняков, этого станового хребта любой нации, за счет которого в кризисную пору всегда вытягивают наверх всех остальных, стало поводом для межпартийной перебранки. Кэтрин Маккинел, состоящая в теневом правительстве лейбористов по финансовой части, обвинила лидера консерваторов Дэвида Камерона в том, что в первые два года его правления чистые доходы домохозяйства, где все имеют работу, упали в среднем более чем на 1500 фунтов. Тори в ответ кивают на свои данные: мол, неча на нас пенять, сокращение персонального достатка началось еще при вас, при лейбористах, еще до рецессии.

Попутно возникла напряженность между сторонниками жесткой экономии и защитниками британского социализма. Оказалось, что если трудоспособное население недосчиталось 5,6% доходов, то пенсионеры, как это ни парадоксально, нарастили свое денежное и неденежное довольствие на 6,1%. Такой разрыв не случаен. Он возник за счет льгот тем, кто ушел на покой: бесплатный проезд на автобусе, доступ к телевизионному вещанию (государство оплачивает обязательную таксу, т.н. license fee), дополнительные пособия на отопление жилища в зимний период и т.д.

Уже раздались голоса, что в пору, когда провозглашен режим суровой экономии, надо бы лишить пенсионеров их привилегий. Сможет ли премьер Камерон пойти на этот шаг? Едва ли. Во время своей предвыборной кампании 2010 года он клятвенно пообещал не обижать пенсионеров.

Тем не менее, на фоне нерадостной тенденции, указывающей на снижение материально-финансового благополучия граждан, расклад настроений начинает меняться. Сомнительно, чтобы лейбористы прибавили в популярности, но консерваторы вкупе с либеральными демократами, скорее всего, потеряют. Цена кредита растет, а кредит доверия падает.

Вадим ВИХРОВ

№12(82), 2013

№12(82), 2013