Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Латвия: отставка как мерило ответственности

Латвия: отставка как мерило ответственности

image_pdfimage_print

В череде несчастий, которые являются любимым блюдом телевидения и других СМИ, падение самолета заставляет забыть наводнение, чтобы потом быть вытесненным на обочину внимания кончиной великого человека или крушением дома. Сейчас большинство людей уже забыли, что в конце ноября 2013 года в рижском районе Золитуде рухнул торговый центр, под обломками которого погибли 54 человека – столько с той поры воды утекло!

Но я не об этом. В разгар расследования этой трагедии, когда маленькая страна еще не отошла от шока, ее 42-летний премьер-министр Валдис Домбровскис подал в отставку. Он объявил, что берет на себя политическую ответственность за случившееся и покидает высокий пост. По его словам, в сложившихся обстоятельствах Латвии необходимо правительство, которое пользуется доверием большинства парламента и которое способно преодолеть сложившуюся ситуацию.

Его отставки никто не требовал, причастности к трагедии в Золитуде В.Домбровскиса нет. Да, газеты в Риге писали, что супруга госсекретаря министерства экономики Юриса Пуце, курировавшего строительную отрасль, входила в руководство благотворительной организации, которая была связана с одной из фирм, воздвигших здание. Он отверг все обвинения, но ушел со своего поста. И это понятно. Во Франции, например, когда происходит крупная, скажем, железнодорожная катастрофа, министр транспорта автоматически подает прошение об отставке, которую, как правило, не принимают. Но бывает, что и принимают… Так принято и в других западноевропейских странах. Конечно, за годы правления отставного латвийского премьера, пришедшиеся на разгар кризиса, из соображений бюджетной экономии было расформировано, в том числе, ведомство, занимавшееся инспекцией зданий. Но все же, не будем преувеличивать.

Отставной кабинет обладал большинством в парламенте. Тем не менее, премьер счел невозможным оставаться на посту: коль скоро он отвечает за происходящее в стране, значит, надо делать это в полной мере. Более того, он отверг возможность возглавить следующее правительство!

Для него главной была именно ответственность. Мне кажется, что такой поступок является признаком, что мы имеем дело с настоящим политиком. Потрясшая страну трагедия и 54 безжизненных тела – и он счел перечеркнутыми все свои прежние достижения. В.Домбровскис в постсоветской Латвии был премьером-долгожителем. Он занимал свой пост с 2009 года, три раза подряд, много сделал для того, чтобы его бедная страна выбралась из чудовищного экономического кризиса. Все согласны: было плохо, но могло быть гораздо хуже. Его уважали коллеги, даже суровая канцлер Германии Ангела Меркель. Его последним по времени достижением стала подготовка к непопулярному, но считающемуся выгодным переходу Латвии на евро с 1 января 2014 года. Лавры теперь достанутся другим, другие будут разрезать ленточки, принимать поздравления и пить шампанское. На него спустят всех собак, если вступление в терпящую бедствие зону евро обернется для Латвии не ожидаемыми благами, а бедствием.

Я не очень разбираюсь в латвийской внутренней политике, плохо знаю личность ушедшего в отставку главы кабинета и тем более закулисные интриги в рижских коридорах власти. С этим наверняка там все не так просто. Я о другом: о поступке, на который способен только настоящий политик, о чувстве ответственности. Много ли сейчас таких? Да вообще практически не осталось! В категорию политиков попадают бесцветные люди, размышляющие только о перспективах собственного переизбрания, не заглядывающие в перспективу и поэтому ведущие свои страны невесть куда, политкорректные и, как огня, боящиеся как раз ответственности.

Мне кажется, В.Домбровскис еще вернется на первые роли, хотя бы в Латвии. Но не о Латвии разговор. Разговор – о Политике.

Светлана ФИРСОВА

№12(82), 2013

№12(82), 2013