Главная > Открываем старый свет > Круглая дата > Уж лучше бы не рассекречивали!

Уж лучше бы не рассекречивали!

image_pdfimage_print

По истечении положенного тридцатилетнего срока в Британии рассекретили правительственные документы, переданные в Национальный архив. Среди стопки прежде строжайше засекреченных бумаг, датированных 1983 годом, есть и такие, которые показывают, какой дребеденью приходилось заниматься кабинету министров во главе с госпожой Тэтчер. Если бы сограждане узнали об этом в режиме реального времени, то авторитет членов правительства понёс бы трудно восполнимый ущерб. Впрочем, у многих он и тогда больших восторгов не вызывал.

Вот вам пример. Поскольку дамба на Темзе не была готова к нужному сроку – концу 1982 года – и помешали этому бастующие докеры, не дававшие разгрузить необходимые стройматериалы, тогдашний глава Совета Большого Лондона Кен Ливингстон забил тревогу: река, поднявшаяся необычайно высоко из-за наводнения, грозила затопить столицу. Члены правительства вполне всерьёз рассматривали вопрос о том, чтобы взорвать гидрозащитные сооружения в лежащих вверх по течению графствах Кент и Эссекс, чтобы вода ушла туда. Этому помешало только то, что эти пруды, коллекторы и дамбы находятся в различном подчинении, и юридически кабинет министров её величества сделать это был не вправе. И слава богу, а то бы и правда взорвали.

Во время войны за Фолклендские острова, этой лебединой песни некогда великого британского флота, министр обороны Майкл Хезлтайн докладывал Маргарет Тэтчер о готовом к бою лазерном оружии, которое своим сверканием должно ослепить вражеских пилотов. В том же документе Хезлтайн высказал озабоченность, что аналогичное оружие есть и у советских военных: крейсера класса «Киров», по его данным, имели на вооружении лучевые установки и генераторы электромагнитных импульсов. И в самом деле, список вооружений, которые несли советские тяжёлые атомные ракетные крейсеры (ТАРКР) этого класса, был впечатляющим, но были ли в нём лазерные «слепилки»? Может, просто у страха глаза велики?

Ещё одна тема, серьёзно заботившая британский синклит министров. В тот момент шли переговоры о будущем бывшей британской колонии Гонконг, и секретарь кабинета Роберт Армстронг довёл до правительства пожелание работников лондонского зоопарка: не может ли госпожа премьер-министр, если во время поездки на переговоры в Китай ей вдруг предложат в подарок самку панды, способную к продолжению рода, привезти её с собой на родину? В 1974 году Эдварду Хиту во время госвизита в Пекин подарили пару панд, но к большому огорчению лондонцев, они так и не обзавелись потомством. Климат, что ли, не подошёл?

А вот Гельмут Коль в октябре 1982 года во время секретных переговоров с Маргарет Тэтчер заявил о готовности выслать домой половину турок-гастарбайтеров, живших тогда в ФРГ. В беседе кроме лидеров двух стран принимали участие только советник Коля Хорст Тельчик и Коулз, личный секретарь Тэтчер.

К этому моменту Коль провёл на посту главы германского правительства всего четыре недели из 16 лет, которые он потом руководил берлинским кабинетом министров. Но уже тогда он был достаточно дальновиден, чтобы прекрасно осознавать, что «в таком количестве Германия не в состоянии ассимилировать ныне живущих в ней турок». Хотя открыто говорить об этом, по понятным причинам, не мог – неполиткорректно, знаете ли.

Разумеется, никаких конкретных шагов в этом направлении сделано не было, а, напротив, последовали многие десятилетия игры в «мультикультурные» бирюльки, прежде чем три года назад Ангела Меркель набралась мужества, чтобы признать провал этой мертворождённой затеи. Хотя на деле по-прежнему ничего не изменилось…

Александр ВАРВАРИН

№12(82), 2013

№12(82), 2013