Овсянка, сэр!

image_pdfimage_print

Слуга Бэрримор, ведущий свою родословную от Артура Игнатиуса Конана Дойля, который заставлял его каждое утро подносить сэру Генри тарелку с кашей (перечитайте рассказ «Собака Баскервилей», он того стоит), стал одним из излюбленных персонажей отечественного фольклора благодаря своей ритуальной фразе: «Овсянка, сэр».

Сегодня эта фраза могла бы стать брехтовским зонгом, рекламным слоганом, цитатой года. Почему? Аналитики британского потребительского рынка из компании «Минтел» к немалому удивлению обнаружили, что это блюдо переживает едва ли не ренессанс: все снова без ума от этой каши.

Требуется пояснить, почему речь идет о ренессансе. Алистер Моффат, ректор престижного Университета Сент-Эндрюс и одновременно руководитель научного центра по использованию анализа ДНК для изучения предков англичан, утверждает, что переход на овсянку позволил увеличить репродуктивный потенциал нации. Мамы смогли раньше перейти от кормления грудью на это ценное детское питание, пишет «Индепендент».

Овсяная крупа, как указывает, в свою очередь, профессор Джеуа Генри, обладает многими бесспорными достоинствами: содержит волокно, способствующее пищеварению, и бета-глюкан; благодаря обволакивающей консистенции этой каши кишечник очищается от шлаков; нормализуется обмен веществ и тонус иммунной системы. Кстати, целительные свойства этого злака были известны в России и до 1917 года. Так, «габерсуп» (по-немецки Hafer – овес) входил в рацион пациентов больниц и госпиталей.

Сегодня в Британии овес становится едва ли не такой же культовой культурой, как кукуруза при Хрущеве. В 2013-м под овес засеяли 138 тысяч гектаров, что наполовину больше, чем годом ранее. Фермеры рассчитывают, что итоговый урожай составит не менее 100 миллионов тонн. Статистика подкрепляет их оптимистичный прогноз, сообщает «Дейли телеграф». За последние полгода, согласно опросу, девять из десяти островитян (92%) регулярно насыщали себя во время завтрака овсянкой. Для почти половины (49%) она составляла обязательный элемент их утреннего стола.

Причем горячая каша, а не разведенные холодным молоком овсяные хлопья, была наиболее популярна в возрастной категории 45-54 лет. Но и часть молодежи (четыре из десяти) в интервале между 16 и 24 годами также предпочитает погорячее.

Подсчитано, что с 2008 по 2013 год объем овсяной крупы для приготовления горячего блюда вырос, а выручка компаний-производителей удвоилась, достигнув 241 миллиона фунтов стерлингов. Эта цифра, правда, бледнеет перед 1,4 миллиарда фунтов – на такую сумму было продано хлопьев и мюсли.

Сетевые кафе мгновенно отреагировали на модное поветрие. Сейчас кашу можно заказать в заведениях Pret A Manger, Le Pain Quotidien, Starbucks. В лондонской сети Pret A Manger продают ежедневно от 10 до 15 тысяч мисок с овсянкой, причем самый бойкий спрос приходится на понедельник (sic!).

Словом, бриттам впору к месту и не к месту изрекать мантру: «Овес и каша – пища наша».

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№12(82), 2013

№12(82), 2013