Главная > Дневник событий > Политика > ЕС и Россия: прагматики бывают «холодные» и «дружественные»

ЕС и Россия: прагматики бывают «холодные» и «дружественные»

image_pdfimage_print

Доклад Европейского совета по международным отношениям провел различия между странами ЕС по степени принятие или непринятия России. Один из выводов авторов доклада сводится к тому, что Союз теряет способность разговаривать с возрождающейся Россией в унисон, одним голосом, опираясь на единую согласованную внешнюю политику. Как выразился бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, один из руководителей этого мозгового треста, «сегодня Кремль определяет повестку дня во взаимоотношениях между ЕС и Россией, и делает это в той манере, что отрицает устоявшиеся правила игры».

При этом составители доклада Марк Леонард и Нику Попеску подчеркивают, что стратегия общеевропейцев в 1990-годы, направленная на то, чтобы «вестернизировать» Россию, не удалась. Сейчас, говорится в докладе, каждая страна Евросоюза выстраивает собственные двусторонние отношения с Москвой, ориентируясь не столько на общие установки, сколько на национальные, в первую очередь, экономические интересы.

В докладе сказано, что под общей европейской крышей уживаются два крайних подхода: в одном случае имеет место «мягкое сдерживание», поскольку Россия ассоциируется с угрозой, в другом — Россия предстает в роли партнера и потому применяется тактика ее «ползучей интеграции» в Европу. Авторы называют Грецию и Кипр «троянскими конями»: их правительства-де зачастую оказываются в роли адвокатов Москвы. Им противостоят Польша и Литва, выступающие в обличии «новых бойцов холодной войны», готовые блокировать переговоры между ЕС и РФ.

Между этими двумя крайностями можно обнаружить три группы государств, чья позиция отличается в нюансах. Четыре страны «старой Европы» — Германия, Франция, Италия и Испания видят пользу в том, чтобы быть стратегическими партнерами России, а потому нередко пренебрегают установками Еврокомиссии в том, что касается энергетической безопасности и поддержки новобранцев из бывшего соцлагеря.

Затем авторы выделяют десять стран, отнесенных ими к категории «дружественных прагматиков»: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Финляндия, Люксембург, Мальта, Словакия, Словения и Португалия. Эта «десятка» ставит бизнес превыше политики. Девять стран квалифицированы как «холодные прагматики»: Британия, Чехия, Дания, Эстония, Ирландия, Латвия, Голландия, Швеция и Румыния. Они не упускают случая покритиковать Россию за несоблюдение прав человека, хотя и продолжают развивать с ней взаимовыгодные торгово-экономические отношения.

Среди рекомендаций авторов доклада выделяется далеко не новая идея исключить Россию из «группы восьми», если она не будет сотрудничать с Евросоюзом. Понятие «сотрудничество» в этом контексте никак не раскрыто. Есть и предложение предоставить наднациональной структуре — Еврокомиссии как высшему исполнительному органу ЕС — полномочия отказывать отдельным странам в заключении договоров с Россией о поставке энергоресурсов. А заодно предоставить Еврокомиссии право использовать законодательство в области конкуренции для изучения всех без исключения энергетических сделок с РФ.

Доклад, по сути, подтверждает факт деления Европы на «старую» и «новую», что проявляется не только по формальным признакам, но и по существу: «старички» предпочитают партнерствовать с Россией вопреки обструкции некоторых «новичков», руководствующихся былыми обидами и рекомендациями державы, расположенной за пределами Старого Света.

Владимир МИХЕЕВ

№11(16), 2007

№11(16), 2007