Главная > Финансы & банки > Немецкие банки слишком старомодны?

Немецкие банки слишком старомодны?

image_pdfimage_print

Консалтинговая компания «Маккинси» провела исследование, чтобы выяснить, как выглядят банки Старого Света в международном сравнении. Для тех, кто торопится, можем сразу предложить основной вывод: они продолжают проигрывать в конкурентной борьбе. Желающим узнать некоторые подробности советуем продолжить чтение.

Так вот, в 2012 году средний доход с собственного капитала составил у этих финансовых институтов скромные 2%. Это всего половина того, что они получили в предшествующем 2011 году, а самое главное – значительно меньше, чем в других регионах мира. Поясним, что сравнение, проводившееся среди 500 крупнейших банков, дало для них средний результат в 8,6%. Даже если очистить это показатель от неких неназванных исследователями «особых эффектов», то останется все же 7%. Как говорится, почувствуйте разницу…

Руководитель компании «Маккинси» Эккарт Виндхаген без обиняков признал, что в деле «очистки балансов» американские банки всерьёз обошли европейских коллег. Тамошнее правительство принудительно капитализировало крупнейшие банки страны государственными деньгами, чтобы потом получить их обратно, разумеется, с хорошими процентами. Э.Виндхаген считает, что такое решение доказало свою большую эффективность. «А в Европе, особенно в Германии, такое было предпринято только в отдельных случаях, поэтому все проходит труднее и требует большего времени», – отметил он. Так, в результате произвольного разделения на злаки и плевелы, целая группа банков оказалась выключена из честной конкурентной борьбы, считает эксперт.

Компания «Маккинси» выделила 90 банков, которые ушли в значительный отрыв от своих остальных 410 коллег. Проценты, получаемые этой группой, достигают 15, что практически вдвое выше, чем у прочих игроков рынка. Понятно, что это отразилось и на цене их акций: биржевая стоимость банков-лидеров в среднем вдвое превосходит их собственный капитал и во столько же раз больше, чем у прочих представителей отрасли.

Э.Виндхаген не согласился прояснить вопрос о том, какие именно германские банки вошли в число лидеров, но отметил, что там они представлены честно и заметно, в соответствии с общей долей мирового рынка, которую занимает эта страна. И, тем не менее, предаваться особой радости эксперт все же не советует. В чем же дело? Да в том, что германские банки слишком старомодны или, говоря другими словами, чересчур привержены старым бизнес-моделям. Те из них, что работают с частными клиентами, используют так называемую премиальную модель. То есть, они оказывают много консультационных услуг и хотят за это соответствующей оплаты. «Но многие клиенты вполне довольствуются значительно более простым спектром услуг», – отмечает Э.Виндхаген.

Вот поэтому многие потребительские банки, предоставляющие весьма спартанский набор услуг, развиваются куда более высокими темпами, чем их соперники. Кстати, в Германии этот сегмент финансового рынка, по мнению, эксперта недостаточно развит. Почему? Многим матёрым менеджерам трудно осуществить переход к этой модели, поскольку требуется изменить самую суть деятельности устоявшегося, традиционного банка.

Проведение более чёткой границы между «плохими» и «хорошими» банками, несомненно, способствовало очищению рынка, уверен Э.Виндхаген. Это не всегда означает классический вариант – слияние или поглощение «плохих» «хорошими». По мнению эксперта, в некоторых областях может иметь смысл налаживание сотрудничества, например, в форме создания «совместных кредитных платформ или исполнительных подразделений».

Сергей ПЛЯСУНОВ

№11(81), 2013

№11(81), 2013