Главная > Дневник событий > В фокусе > В Британии рулят норманны

В Британии рулят норманны

image_pdfimage_print

А вы думали?

Вы думаете, что норманны, перебравшиеся на Британские острова с Вильгельмом Завоевателем, все повывелись и растворились? Обманчивое представление. Потомки этих воинственных мигрантов до сих пор образуют сердцевину самовоспроизводящейся британской элиты.

Сформировав прослойку придворной аристократии, знатные переселенцы из Франции превратились в привилегированное сословие, которое продолжает удерживать в своих руках накопленные за столетия семейные состояния и конвертировать их в высокий социальный статус. И сегодня ключевые позиции занимают те, кто происходит из родов норманнских завоевателей: это люди с фамилиями Беркли, Баскервиль, Дарси, Невиль, Перси, Талбот.

Но если вы зоветесь Ледвелл, Гудхилл, Делмер, Ройторн, Сидвелл, Тонбридж или Дефо, то с большой степенью вероятности можно утверждать, что ни ваши предки, ни вы сами не обладаете ни внушительным личным капиталом, ни высоким положением. На протяжении последних 150 лет все, кто носили и носят такие фамилии, не числятся, увы, среди знати и богатеев. Такое довольно неожиданное открытие сделали два исследователя Лондонской школы экономики Нил Камминс и Грегори Кларк, установившие взаимосвязь фамилий, то есть родов, и судеб.

«Возьмите тех норманнов, которые захватили Англию 1000 лет назад, – рассуждает доктор Камминс. – Люди с фамилиями Баскервиль, Дарси, Мандевиль или Монтгомери всегда в большом количестве присутствуют среди выпускников Оксфордского университета; они входят в элиту, они заметно присутствуют в таких областях жизнедеятельности, как медицина, юриспруденция и большая политика».

Камминс и Кларк изучали состав студентов Оксфорда и Кембриджа по их происхождению, начиная с 1070 года, то есть, спустя четыре года после воцарения норманнской династии на английском троне.

Их выводы сводятся к тому, что социальная мобильность в британском обществе более чем ограничена. Принято считать: чтобы аристократический род обеднел и влился в средний класс, требуется временной интервал, равный жизни от трех до пяти поколений. Столько же необходимо и для перехода бедняков в категорию богатеев.

В Британии эти процессы тормозились тщательно воссоздаваемой классовой структурой и эффективным сопротивлением верхних слоев. Несмотря на бурные события – гражданские войны, промышленные революции и т.д., вопреки демократическим процессам, норманнские аристократические кланы сохранили привилегированное положение и по сей день.

Сравните список тех, кто стоял рядом с троном Вильгельма Завоевателя, и перечень сегодняшних видных политиков, юристов, практикующих врачей с зажиточной клиентурой, и обнаружите поразительное сходство. А еще перечитайте «Гордость и предрассудки» и обратите внимание на мистера Дарси, типичного представителя gentry, земельной аристократии, берущей свои истоки от раздачи собственности норманнским рыцарям…

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№11(81), 2013

№11(81), 2013