Главная > Финансы & банки > Энергетика > Польша готова уступить. Но не даром

Польша готова уступить. Но не даром

CO2
image_pdfimage_print

Европейская Комиссия давно бьется над тем, чтобы продвинуть амбициозные экологические цели – к 2030 году сократить выброс двуокиси углерода в атмосферу на 40% – по сравнению с 1990 годом. Варшава была, пожалуй, главной из европейских столиц, отчаянно сопротивлявшихся этому. Что немудрено, ибо энергетика, а, следовательно, и экономика страны в огромной степени зависят он тепловых электростанций, работающих на угле, использование которого объявлено одной из серьезнейших причин глобального потепления.

А теперь Польша, долгое время раскалывавшая единый фронт европейских борцов за сохранение климата, готова уступить. Во внутреннем документе Европейского Союза содержится обнадёживающее указание на то, что Варшава «действует в том духе, чтобы в октябре (в конце этого месяца пройдет заседание Европейского Совета. – Прим. ред.) снять блокаду и позволить утвердить единую позицию ЕС». Но, конечно, поляки не были бы поляками, не потребуй они за свое великодушие, то бишь, согласие голосовать как все, компенсацию.

Как эта компенсация будет выглядеть, пока неясно. В то же время, очевидно, что варшавское правительство в области энергетической политики ставит перед собой две цели, которые сейчас в ЕС не будут поддержаны большинством стран.

Первая – добыча сланцевого газа. Здесь польские амбиции еще два-три года назад были необычайно масштабны. Они подогревались неумеренно щедрыми прогнозами Управления энергетической информации США, утверждавшего, что газа этого у Польши – как гуталина у кота Матроскина. Крупные энергетические концерны, в первую голову – американские, словно горячие пирожки расхватывали лицензии на право бурения на казавшихся весьма перспективными участках.

Но сперва поляки проваландались с принятием законодательства, удобного для прибыльной работы иностранцев, а там понемногу выяснилось, что ожидания повторения американской «сланцевой революции» изрядно завышены. И западные концерны один за другим распрощались с гостеприимной страной, оставив реализацию польского энергетического чуда местным компаниям. Так что остаётся только пожелать полякам удачи в достижении задуманного.

Но, судя по тому, что они вдруг решили проявить сговорчивость в отношении своих европейских партнёров, денег на сланцевые затеи теперь хотят попросить у них. Что же, дело знакомое: бензин ваш – идеи наши.

Вторая проблема – принятое поляками в начале этого года решение о строительстве двух атомных электростанций, которые должны встать под нагрузку к 2024 году. Для утверждения этого решения необходимо согласие Брюсселя, ведь без государственной помощи это строительство неосуществимо. У Германии, наделавшей массу глупостей во имя отказа от использования АЭС, перспектива получить такие станции в соседней Польше, большого восторга не вызывает. Но поляков воодушевляет то, что еще одни любители добиваться для себя исключений – британцы – сумели-таки выжать из Европейской Комиссии разрешение на оказание государственной помощи в строительстве АЭС «Хинкли Пойнт».

Ну и, чтобы два раза не вставать, упомянем, что вступление в зону евро признано Польшей пока несвоевременным. Самое раннее, когда это может произойти – после 2020 года, признался вице-премьер Януш Пехочиньский, который одновременно возглавляет и министерство экономики страны. Надо полагать, что это – неявный ответ на предложение президента страны Бронислава Коморовского, сделанное им во время приведения к присяге новой главы правительства Евы Копач, которую он пытался подтолкнуть к началу дискуссии о вступлении республики в зону евро.

Марина СМИРНОВА

№10(92), 2014