Главная > Тенденции & прогнозы > Греческая заря

Греческая заря

image_pdfimage_print

События в Греции вновь оказались в центре внимания СМИ всего мира. Вызвано это не очередным витком финансовых передряг, а политикой: на родине демократии заговорили о крайне правой угрозе.

Все началось с, казалось бы, банальной драки. В одном из афинских пригородов был зарезан 34-летний рэпер.

В такой день
Здорово умереть с удовольствием
На глазах публики.
Я – Павлос Фиссас
Я – из Пирея
Я – настоящий грек
Со всем, что из этого следует, –

написал он в одной из своих песен примерно за год до того, как погиб. Убийцу установили и задержали быстро. Им оказался некто Йоргос Рупакис, мужчина средних лет, активный сторонник националистической партии «Хриси авги» («Золотая заря»).

Эта история дала властям повод развернуть атаку на эту группировку. Помещены под предварительный арест ее лидер Никос Михалолиакос и некоторые активисты, несколько депутатов лишились парламентской неприкосновенности; попав под следствие, добровольно ушли в отставку два крупных чина полиции, пошли слухи, будто экстремистам покровительствуют в секретных службах, а их отставники обучают активистов боевым искусствам и прочим премудростям такого рода. Газета «Неа», например, поведала, что с 2011 года разведка знала, что один из лидеров партии и ее виртуальный кандидат в мэры столицы Илиас Касидиарис замешан в вымогательствах, отмывании денег и организации сети проституции. В прессе началась кампания на тему крайне правой угрозы, которая несет с собой дестабилизацию и без того хрупкого политического равновесия в Греции, задушенной финансовой удавкой внешних кредиторов. В стране и за ее границами на время забыли о долговом кризисе и его последствиях (в ЕС поговаривают, что Афинам придется выделить еще 11 миллиардов евро помощи, видимо, в обмен на очередные драконовские меры бюджетной экономии). Только и разговоров было про одетых в черное греческих националистов из «Хриси авги», на эмблеме которой можно угадать стилизованные элементы свастики.

Это движение возникло не вчера и набрало силу не случайно. Партия была основана в далеком 1989 году, но до недавних пор оставалась абсолютно маргинальной. На парламентских выборах 2009 года ее поддержал 1% греческих избирателей. Однако на фоне долгового кризиса греческого государства, обернувшегося социальной катастрофой для большей части населения страны, «Хриси авги» и ее простые лозунги обрели популярность. На досрочных выборах 2012 года она провела в парламент 18 депутатов! До последних событий опросы населения свидетельствовали о ее поддержке примерно 15% греков. Кампания, развязанная после убийства рэпера, снизила эту поддержку, но она остается серьезной.

В чем секрет успеха греческих чернорубашечников? Они, во-первых, удачно обыгрывали недовольство греков действиями ЕС и особенно Германии, которых винят в последствиях радикальных экономических реформ, урезании бюджетных расходов, массовой безработице, существенном снижении своих доходов и уровня жизни. Во-вторых, в качестве еще одного виновного в бедах греков были названы иммигранты. В-третьих, за прошлые годы им удалось создать собственную социальную сеть взаимопомощи, в том числе, продовольствием, особенно востребованную в бедных районах, с большим числом иммигрантов, часто не умеющих и не желающих вписываться в местные жизненные устои. Без такой сети вряд ли был бы возможен общий пропагандистский и политический успех движения, вряд ли можно было бы продвигать в массы лозунги против ЕС, немцев и инородцев. Кстати, в других странах и регионах именно такие сети социальной взаимопомощи лежат в основе влияния и силы популистских структур, например, «братьев-мусульман» в Египте или ХАМАСа среди палестинцев в секторе Газа…

Схватка вокруг «Хриси авги» обозначила новую внутриполитическую динамику в Греции, что крайне важно не только для этой страны, но и для всей зоны евро, европейских финансов, да и ЕС в целом. Слабая правительственная коалиция двух традиционных ведущих партий – правой «Новой демократии» и ослабленных социалистов из ПАСОК держится на волоске. Ей выгоден нынешний кризис, чтобы заявить Брюсселю и Вашингтону: или мы, или катастрофа. Требования нового завинчивания финансовых гаек взорвет страну, и могут прийти к власти крайние силы. Одна из них – «Хриси авги». Другая угроза – радикальная левая партия СИРИЗА, которая сейчас наиболее популярна в стране, как и ее харизматический лидер Алексис Ципрас.

Запомните это имя. Он стал самой яркой политической фигурой, которую выдвинул нынешний финансовый кризис в Греции. Его принимают в Брюсселе и крупнейших европейских столицах. Возможно, именно ему будет предложено возглавить список радикальных левых партий на выборах в Европейский Парламент в 2014 году. Не исключено, что без него нельзя будет сформировать правительство и в Греции после следующих парламентских выборов.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№10(80), 2013

№10(80), 2013