Главная > Финансы & банки > Экономика > Лоббировать надо уметь*

Лоббировать надо уметь*

image_pdfimage_print

Торгово-экономические отношения между Россией и Европейским Союзом стремительно развиваются. К началу 2011 года они в основном восстановились после ощутимых ударов, которые нанес по ним глобальный финансово-экономический кризис. В денежном выражении объем отношений измеряется сотнями миллиардов евро. Логично было бы предположить, что частные компании и ассоциации бизнеса России, ЕС и его государств-членов стремятся эффективно лоббировать свои интересы на территории друг друга, установили в этих целях тесные связи с властями обеих сторон. Однако как обстоит все на самом деле, известно только практикам.

К числу тех, кто по роду своей деятельности обязан знать все или почти все о лоббизме в ЕС, о том, как им нужно заниматься, и что получается, а что нет у представителей российских интересов, относится председатель Палаты промышленников и предпринимателей Экономического и социального комитета ЕС (Экосок) Анри Малосс. Он часто бывает в России. Вместе со своими коллегами по Экосок установил рабочие отношения с Общественной палатой, другими российскими структурами. Согласно установившейся традиции, он ежегодно проводит мастер-классы в Европейском учебном институте (ЕУИ).

Несмотря на насыщенную программу пребывания в Москве, Анри Малосс любезно согласился дать интервью нашему корреспонденту. Приводим его основные фрагменты.

Г-н Малосс, как Вы оцениваете эффективность деятельности российских групп интересов в ЕС?

В Брюсселе работают различные структуры представительства российских интересов. Имеются и частные, и государственные. Однако, честно говоря, в содержательном плане их деятельность оставляет желать много лучшего. По большому счету, она пустовата.

Каковы причины такого положения дел?

У меня сложилось впечатление, что российским представителям зачастую не хватает понимания того, что такое Европейский Союз. Как он функционирует. Каковы механизмы принятия решений. Кто вовлечен в этот процесс. Каковы стадии принятия решений. Как ведутся переговоры. Или, вернее, должны вестись.

Как следствие, они растеряны. Дезориентированы. У них не выходит должным образом представлять Россию. У них не получается ни эффективно лоббировать свои интересы, ни разъяснять свои намерения. Они не знают, как правильно это делать.

Вызывает сожаление, что на переговорах российская сторона плохо вступает в диалог. Отсутствие культуры диалога – одна из основных причин, по которым спорные вопросы не находят решения. Уже имеющиеся и вновь возникающие проблемы подвешиваются. Их обсуждение по существу откладывается.

Приведу конкретный пример, чтобы было понятнее, о чем речь. Несколько лет назад участвовал в круглом столе, организованном по инициативе Финляндии. Он проводился в небольшом городке недалеко от финской границы – районном центре приграничной российской области. Темой семинара избрали сохранение лесов в этой области. Тема непростая, но важная как для финской, так и российской стороны. Семинар имел статус открытого. На него пригласили экспертов с обеих сторон. Ожидалось присутствие представителей российских экологов и органов местной власти. Представители власти на семинаре так и не появились. Экологи же, ругавшие их деятельность в регионе, пришли. В результате у всех, кто участвовал в этом мероприятии с европейской стороны, о местных органах власти сложилось самое негативное впечатление. Но не потому, что они не пришли, – отнюдь – а потому, что некому было обосновать, защитить отстаиваемые ими позиции.

Еще одна черта, характеризующая то, как российские партнеры зачастую ведут переговоры, – это «все или ничего». Во многих случаях они не готовы даже просто вступать в диалог. Первоначально они имеют жесткие инструкции, от которых не желают отходить. В результате любые дальнейшие переговоры становятся бессмысленными. Потом ситуация вдруг меняется. На все те вопросы, на которые вам отвечали «нет» в течение нескольких лет, вы неожиданно получаете «да».

В моем родном французском языке есть выражение «диалог глухих». Оно относится как раз к чему-то подобному – к такого рода переговорному процессу. Описанный подход не эффективен. Разумнее придерживаться несколько иного. Беседуя, рассуждая, подкрепляя свои позиции аргументами, а главное, внимательно слушая партнеров, можно добиться гораздо большего.

Особенно, когда имеешь дело с Европейским Союзом и его структурами. ЕС весь построен на переговорах, на попытках найти компромисс, добиться консенсуса. Поэтому для нас так важно иметь возможность вступать в диалог. В этом плане гораздо проще работать с Китаем, с другими азиатскими странами. Они никогда не говорят «нет». Они всегда готовы к диалогу. Благодаря этому качеству некоторые азиатские страны (Китай, Япония) добились весомых результатов в работе с ЕС.

Какая из российских бизнес ассоциаций наиболее активно и эффективно выступает от имени сообщества российских предпринимателей в ЕС? Я имею в виду Торгово-промышленную палату, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российско-европейский Круглый стол промышленников и предпринимателей.

Сравнивать крайне сложно. Особой разницы между ними не вижу. На тех переговорах, в которых я принимал участие, – а это и заседания европейских торгово-промышленных палат, и Круглый стол, и встречи с представителями РСПП, – всегда складывалась примерно одна и та же ситуация.

Дело в том, что позиции, отстаиваемые предпринимателями, практически ни в чем не отличаются от позиций властей. Диалог с ними, который, вроде бы, ведется на другом – неправительственном уровне, на мой взгляд, практически не вносит ничего нового. У меня сложилось впечатление, что на подобных встречах редко можно услышать иное, альтернативное мнение. Как на уровне властей, так и на уровне бизнеса переговоры строятся по единой схеме: российские партнеры прямолинейно излагают и отстаивают свои позиции и не всегда охотно прислушиваются к тому, что им говорят их визави.

Какое государство, не являющееся членом интеграционного объединения, наиболее эффективно защищает интересы своих предпринимателей в ЕС?

Соединенные Штаты. В этом отношении США выступают безусловным лидером. Американская торговая палата является одной из наиболее эффективных лоббистских организаций в ЕС. В чем секрет? Ее эффективность как раз проистекает из готовности вступать в диалог, поддерживать и укреплять его.

Американские предприниматели не всегда довольны регламентами, директивами и решениями институтов Европейского Союза, особенно в сфере конкуренции. Они скептически воспринимают слишком уж подробную, детализированную регламентацию функционирования рынка. Но они никого не критикуют открыто. Не говорят об этом в лоб.

Они организуют конференции по интересующим их темам. Приглашают на них европейских и американских предпринимателей, чиновников, представителей НКО. Создают атмосферу, располагающую к открытому откровенному обмену мнениями, в рамках которого намного сподручнее излагать и отстаивать свои позиции.

В настоящее время ЕС разрабатывает систему норм, направленных на регулирование лоббистской деятельности в ЕС: кодекс поведения лоббистов, реестр групп интересов. Как вы оцениваете эти нововведения? Может ли этот стать препятствием для работы российских компаний в ЕС?

Что касается работы российских компаний в ЕС, конечно же, нет. Уже сложившееся регулирование, на мой взгляд, никак не может затруднить доступ российских компаний к институтам ЕС. Объясню почему. Во-первых, оно не нацелено на ограничение доступа. Во-вторых, еще крайне рудиментарно. Можно сказать, что оно слабо и малоэффективно.

Реестр групп интересов существует лишь номинально. От отсутствия или присутствия в нем практически ничего не меняется. Основная польза для лоббистов от компаний, зарегистрированных в реестре Парламента, заключается в получении постоянного пропуска в здание Парламента. Посудите сами, зачем такой компании, как например Nestle, регистрироваться. Зачем ей уточнять в реестре, что она защищает интересы компании Nestle. Это ведь очевидно.

Другой момент. Проверить, сколько компания тратит на лоббистскую деятельность, в реальности никто не может. Поэтому графа, где предлагается указать эту сумму, бесполезна. Скорее, она даже вредна.

Если установить слишком жесткие правила для лоббистов, это может резко сократить доступ информации, необходимой для принятия правильных решений институтами ЕС. Общеизвестно, что большинство рабочих групп, подкомитетов и комитетов Комиссии и других консультативных органов состоят из тех, кого можно одновременно назвать и экспертами в определенной сфере, и лоббистами своей отрасли или организации.

С другой стороны, представляется необходимым и обоснованным введение кодекса поведения лоббистов и нормативного регулирования для профессиональных лоббистских организаций. Знаю немало случаев, когда один и тот же лоббист защищал интересы двух организаций, которые абсолютно противоречили друг другу, как например, интересы борцов за права животных и производителей одежды из натурального меха. Считаю подобное абсолютно недопустимым. Лоббист должен открыто объявлять, чьи интересы он защищает, чтобы никого не водить в заблуждение. Создание доверительных отношений – основа ведения переговоров в ЕС.

Что Вы могли бы посоветовать российским компаниям для того, чтобы наладить более эффективное представительство своих интересов в ЕС?

Дабы понимать, что происходит в Брюсселе, необходимо быть в Брюсселе. Российские интересы сегодня все еще продолжают ориентироваться на национальные государства, уделяя, на мой взгляд, недостаточно внимания непосредственно институтам ЕС. Такой подход принадлежит прошлому. За истекшие годы регулирование многих важнейших вопросов перешло на надгосударственный уровень, на уровень ЕС. В качестве примера можно привести энергетическую политику. Сложно не согласиться с тем, что это весьма актуально для России.

Как человек, проработавший уже 30 лет в этой сфере, с уверенностью могу сказать: периодически заезжать в Брюссель совершенно недостаточно. Чтобы быть эффективным лоббистом, требуется много всего. В частности, важно быть в курсе всего происходящего, причем на постоянной основе. Нужно установить широкий круг контактов. Необходимо участвовать в большом количестве мероприятий. Нельзя забывать, что принятие решений в ЕС – длительный процесс. В него вовлечено большое количество людей, экспертов из разных областей и чиновников различных уровней.

Но и это не все. Очень важно уметь разговаривать, слушать партнеров, реагировать. Совсем необязательно со всем соглашаться. Но и сразу говорить «нет» тоже нельзя. Способность строить диалог и принимать критику высоко ценится в ЕС. Неуважение к позиции партнеров приводит к тому, что они объединяются против вас.

Кроме того, важно уметь создавать атмосферу доверия. Когда речь идет о деловых переговорах крупных компаний, например, необходимо придерживаться стратегии открытого поведения. Отсутствие прозрачности в деятельности компании, отсутствие информации о ней или предоставление неточных, расплывчатых сведений о том, чем она занимается, чего хочет, разрушает атмосферу доверия. А ведь доверие – основа положительного имиджа.

И, если уж речь зашла об имидже, посоветовал бы не отдавать его создание на откуп каким-то независимым агентствам. Как бы много денег вы им не платили, они мало что могут сделать вне связи с той компанией или организацией, которые они обслуживают. Дело в том, что большую часть имиджа компании формируют люди, которые в ней работают, которые ее представляют на встречах, конференциях, переговорах. От их компетентности, уверенности, способности открыто и понятно рассказывать о компании зависит практически все.

Наконец, крайне полезно непосредственно участвовать в работе институтов ЕС: в заседаниях Европарламента (они в основном открыты для лоббистов), различных форумах и конференциях. Нужно проводить свои, пусть и небольшие мероприятия. Как в ЕС, так и там, где компании базируются. Предположим, крупная компания планирует осуществить массированные инвестиции на рынке ЕС. Если так, было бы отличным ходом организовать несколько визитов европейских чиновников на производства компании с тем, чтобы показать, как все работает, что производится, каковы условия, достоинства и недостатки. Это все элементы делового общения. Они необходимы для того, чтобы быть успешным в современном ЕС.

Рынки России и ЕС взаимозависимы. Мы не можем это не учитывать. Развитие плодотворных и доверительных связей – необходимость, о которой мы не имеем права забывать.

Вероника ЧЕРНЫШЕВА, аспирантка ЕУИ

* Интервью с председателем Палаты промышленников и предпринимателей Экономического и социального комитета Европейского союза Анри Малоссом. Взято 29 ноября 2010 года аспиранткой Европейского учебного института (ЕУИ) Вероникой Чернышевой.

№1(51), 2011

№1(51), 2011