Главная > Дневник событий > Право > Модернизация российского гражданского законодательства и правовые достижения ЕС в области развития договорного права

Модернизация российского гражданского законодательства и правовые достижения ЕС в области развития договорного права

image_pdfimage_print

Наметившееся сближение между Россией и Европейским Союзом предполагает активизацию работы по приданию правовому порядку сторон большей совместимости. В 2011-2012 гг. в России должна быть принята новая версия Гражданского Кодекса*1. Модернизация гражданского законодательства осуществляется в соответствии с новой Концепции его развития. Она утверждена на государственном уровне Указом Президента Российской Федерации*2. Одной из ее отличительных особенностей является упор на гармонизацию национального законодательства с правом Европейского Союза. Предполагается, что при проведении очередной волны реформ будет использован новейший опыт ЕС в области регулирования гражданских, в том числе, договорных, правоотношений.

Вследствие этого особый интерес представляет рассмотрение вопросов о том, зачем необходима модернизация российского гражданского законодательства; какой правовой опыт может предложить ЕС; и какую роль играет модернизация российского гражданского законодательства в развитии партнерских отношений между Россией и Европейским Союзом.

 

Модернизация

Существует целый ряд факторов, обусловивших необходимость в пересмотре и реформировании российского гражданского законодательства. Во-первых, мировой финансово-экономический кризис 2008 г. наглядно продемонстрировал экономическую, политическую и правовую уязвимость абсолютно всего мирового сообщества. Влияние кризиса оказалось настолько сильным, что под угрозой оказалась стабильность функционирования большинства государств. Россия и Европейский Союз не стали исключением. При этом речь идет не только о стабильности партнерских отношениях между нашей страной и ЕС. Кризис указал на острую необходимость в значительном укреплении национально-правовых позиций государств, повышении качества национального законодательства, способного отвечать современным вызовам. Кроме того, ввиду различия в методах и формах правового регулирования, все государства столкнулись проблемой преодоления многочисленных правовых барьеров на пути стабилизации кризисной ситуации. В результате, неспособность оперативно выработать эффективную единую линию поведения привела к большему количеству издержек и резкому снижению темпов роста мирового ВВП*3. Таким образом, был брошен серьезный вызов правовым и экономических механизмам регулирования общественных отношений. В частности гражданскому законодательству, лежащему в основе регулирования товарно-денежных отношений. Государства были вынуждены отреагировать на этот вызов соответствующими согласованными реформами и укрепить позиции своего национального законодательства. Вследствие этого, неудивительно, что одним из шагов, на пути стабилизации кризисной ситуации и, в том числе, укрепления партнерских отношений с Европейским Союзом, является решение российского государства провести модернизацию своего гражданского законодательства.

Во-вторых, действующее отечественное гражданское законодательство, в основе которого лежит Гражданский кодекс (ГК), разрабатывалось еще в начале-середине 90-х годов. В 1995г. вступила в силу первая часть ГК, в 1996г. – вторая. С момента начала действия третьей части ГК прошло уже более 9 лет. И лишь четвертая часть ГК разрабатывалась относительно недавно и вступила в силу только в 2008г. Необходимо заметить, что на момент создания основного правового массива, содержащего основы гражданского законодательства, Россия еще не имела ни опыта регулирования рыночной экономики, ни самой рыночной экономики. Сейчас Россия приобрела этот опыт. Вследствие этого важно, чтобы отечественное законодательство отражало новые реалии и соответствовало им. Особое значение имеет вопрос обеспечения стабильности гражданского законодательства в новых условиях. Современные потребности государства, бизнеса и потребителя должны находить отражение в действующем праве. Другими словами, право должно отвечать требованиям времени. Вследствие этого право нуждается в постоянном пересмотре. А при переходе на качественно новый уровень общественных отношений, государства, бизнеса и потребителей, право нуждается в кардинальной модернизации. При этом важно сохранить все те достижения, которые выдержали испытание временем, были подтверждены практикой применения и оправдали себя. По мнению советника Президента России, председателя Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства В.Ф.Яковлева, сейчас речь идет не только о том, чтобы сохранить все то, что уже прошло испытание временем, но и о том, чтобы учесть накопленный опыт. В том числе зарубежный, принимая во внимание современное развитие гражданского права в странах Европейского Союза, включая Германию, Францию, Нидерланды*4.

Обусловленная новыми требованиями общественных отношений модернизация гражданского законодательства приобретает особую значимость в контексте вышеупомянутой финансово-экономической нестабильности. Действующий ГК не способен в полной мере реагировать не только на новые требования рыночной экономики, но и на новые кризисные явления. Современная экономика – это глобализированная экономика, и России является ее неотъемлемой частью. Многие отечественные компании работают за рубежом. Значительная доля таких компаний приходится на Европейский Союз, как одного из главных и ближайших стратегических партнеров Российской Федерации. Следовательно, для России очень важно, чтобы национальное гражданское законодательство соответствовало европейскому гражданскому законодательству и не отставало от него.

Вследствие этого 18 июля 2008 г. Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации". Указ возложил на Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации разработку новой Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, а также целый ряд проектов федеральных законов, содержащих поправки к Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Особое внимание необходимо обратить на перечисленные в п.1 Указа цели разработки новой Концепции:

•  дальнейшее развитие основных принципов гражданского законодательства Российской Федерации, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений;

•  отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации опыта его применения и толкования судом;

•  сближение положений Гражданского кодекса Российской Федерации с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза;

•  использование в гражданском законодательстве Российской Федерации новейшего позитивного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран;

•  поддержание единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах-участниках Содружества Независимых Государств;

•  обеспечение стабильности гражданского законодательства Российской Федерации*5.

Таким образом, на самом высоком, государственном уровне устанавливается приоритет в отношении изучения и использования опыта и правовых достижений Европейского Союза в области регулирования гражданских правоотношений. В этой связи отечественные академические и законотворческие группы должны обратить особое внимание на богатый многолетний опыт гармонизации и унификации, в частности, договорного права Европейского Союза.

 

Опыт ЕС

В отличие от современного отечественного гражданского законодательства, формировавшегося в переломный для России период 90-х годов, Европейский Союз уже более 30 лет развивает свое гражданское законодательство. Как и Россия, он добился в этой сфере немалых результатов. Правовые достижения ЕС в области регулирования договорных правоотношений значительные и не вызывают сомнений. Это признано как в академическом, так и в политическом сообществе. На сегодняшний день договорно-правовая база ЕС – это более 50 директив, и многочисленные решения, рекомендации и заключения, подробно регламентирующие целый комплекс институтов гражданского права, и особенно договорного права.

Кроме того, относительно недавно в ЕС были приняты два регламента «Рим I» и «Рим II»*6 о праве, применимом к договорным и внедоговорным обязательствам. При этом важно заметить, что регламент «Рим I» явился результатом трансформации Римской конвенции 1980г. о праве, применимом к договорным обязательствам, в инструмент права Союза. В этом смысле прослеживается четкая тенденция ЕС по формированию уникального договорного законодательства, оказывающего влияние на международное частное право.

Плюс к этому накопление богатого опыта в виде действующего законодательства ЕС сопровождается активной научной деятельностью, проведением фундаментальных европейских исследований и созданием масштабных академических проектов в области договорных правоотношений (об академических проектах по договорному праву ЕС обстоятельно рассказывается в статье автора в №11(49), 2010). Многие из них уже сейчас намечают тенденции будущего развития не только договорного права ЕС, но и единого рынка ЕС и самого Европейского Союза в целом. Также существует высокая степень вероятности, что многое из того, что намечается сегодня в академических проектах, впоследствии может быть инкорпорировано в международное частное право.

Вследствие этого подход российского государства при выборе пути осуществления модернизации своего гражданского законодательства, а именно сближение с правом Евросоюза и использование новейших его достижений, является дальновидным. ЕС реально может предоставить тот международный опыт, который России необходим для совершенствования своего национального законодательства.

При помощи ЕС, Россия сможет найти оптимальные решения таким актуальным проблемам гражданского законодательства, как защита прав потребителей, регулирование электронных сделок через Интернет, ограничение недобросовестных условий в гражданско-правовых договорах, стандартизация типовых условий договоров и т.д. Кроме того, опыт ЕС может быть использован в таких проблемных вопросах как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, расчеты, уступка требований и перевод долга, залог и т.д.

Наконец, Россия и ЕС это стратегические партнеры, которые стоят на пороге заключения нового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. В этом контексте, заимствование опыта своего стратегического партнера является неизбежным. Это неотъемлемая часть выстраивания эффективного и прочного партнерства в будущем.

 

Значение модернизации гражданского законодательства для партнерства Россия-ЕС

На прошедшем в ноябре 2009 г. в Стокгольме саммите Россия-ЕС стороны заявили о новом векторе будущего сотрудничества и впервые официально озвучили новый политический курс – «партнерство для модернизации». Будет справедливо заметить, что проблематика будущего партнерства уже подробно описана в отечественной доктрине и дальнейшего рассмотрения не требует. Тем не менее, необходимо конкретизировать некоторые аспекты партнерства Россия-ЕС применительно к гражданско-правовой сфере.

Поскольку партнерство предполагает продолжение интеграции рынков России и ЕС, то это потребует значительного углубления совместного правового регулирования общих пространств. Также будут необходимы более совершенные единообразные рыночные механизмы регулирования. В этой связи Россия неизбежно должна привести свое национальное законодательство в соответствие с минимальными требованиями ЕС и сформировать единообразный, или как минимум схожий, правовой режим для создания предпосылок для успешной реализации выбранного совместного политического курса.

Необходимо создать общее гармонизированное правовое пространство, единообразную правовую среду с идентичными правовыми режимами, в которых российский и европейский бизнес, а также граждане обладали бы одинаковым правовым статусом и могли защищать свои права и реализовывать свои интересы унифицированными методами, вне зависимости от места своего расположения или нахождения.

Способы достижения этого могут быть различными. Важно то, что российское национальное законодательство должно быть готово или приспособлено к интеграции в существующие европейские правовые реалии. В ином случае развитие партнерских отношений между Российской Федерацией и Европейским Союзом и создание единого правового режима представляется проблематичным.

Таким образом, первоочередной задачей России на пути перехода на новый уровень сотрудничества с Европейским Союзом является подготовка и адаптация (европеизация) своего национального законодательства. Построение своего законодательства в соответствии с европейскими стандартами и требованиями. Унификация и гармонизация правовых норм. В этой связи опыт и правовые достижения ЕС будут играть определяющую роль. При этом очевидно, что к желаемому результату может привести только детальное и доскональное изучение законодательства Европейского Союза и его правовых достижений, анализ прецедентов и судебной практики, применение идентичных правовых моделей и методов, и даже (полная или частичная) имплементация отдельных положений и правовых конструкций ЕС в российское правовое пространство. От того, насколько гармонично справится Российская Федерация с этой задачей, зависит в целом успех и эффективность будущего партнерства. Поэтому модернизация российского гражданского законодательства играет очень важную роль в развитии партнерских отношений с Европейским Союзом.

Подводя итог, стоит заметить, что различные политические силы и в России, и в ЕС придерживаются различных мнений по поводу развития будущего сотрудничества. Вне зависимости от этого необходимость в модернизации российского гражданского законодательства не вызывает сомнений. Она объективно обусловлена требованиями времени и современными реалиями рыночной экономики. Этим же обусловлена и необходимость в сближении с законодательством ЕС и использовании его богатого опыта регулирования договорных правоотношений. Россия переходит на новый качественный уровень. Приближается ее вступление в ВТО. Новые вызовы требуют новых подходов. В этой связи зарубежный опыт, в частности правовые достижения ЕС в области договорного права, будут способствовать не только модернизации российского гражданского законодательства, но и в целом укреплению российской государственности и позиции нашей страны на международной арене.

Антон ВИНОГРАДОВ, аспирант кафедры права
Европейского Союза Европейского учебного института
при МГИМО (У) МИД России

 

*1 Об этом заявил Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Председатель Ассоциации юристов России П.В. Крашенинников на круглом столе «Концепция развития гражданского законодательства РФ как новый этап кодификации», который прошел 4 марта 2010 года в Конгресс-Центре ТПП РФ.

*2 Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года №1108 г. Москва «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Опубликовано 23 июля 2008 г. // Российская Газета. [Электронный ресурс] http://www.rg.ru

*3 По данным Международного валютного фонда, изменение темпов роста ВВП в мировом масштабе с 2007 по 2009 гг. составило от 5.2% до -1.3%. Зона Евро от 2.7% до -4.2%; Россия от 8.6% до -7.9% Источник: World Economic Outlook. Crisis and Recovery. April 2009, International Monetary Fund. [Электронный ресурс] www.imf.org

*4 Интернет-конференция от 30 марта 2010. ИА "ГАРАНТ" [Электронный ресурс] http://www.garant.ru

*5 Указ Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года №1108 г. Москва «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации». Опубликовано 23 июля 2008 г. // Российская Газета. [Электронный ресурс] http://www.rg.ru

*6 Более подробно об этих регламентах написано в статье автора «Рим I» и «Рим II» - вопрос выбора? // Вестник МГИМО, №6(15), 2010.

№2(52), 2011

№2(52), 2011