Главная > Дневник событий > Персона > То ли Тэтчер, то ли Черчилль, то ли…

То ли Тэтчер, то ли Черчилль, то ли…

image_pdfimage_print

Живописец Ники Филипс удостоился чести: ему позировала сама королева Елизавета II. Три сеанса в Китайской комнате в Букингемском дворце. Глава дома Виндзоров предстала в роскошном облачении: в одеянии Дамы, удостоенной Ордена подвязки.

Согласно восторженному откровению художника, «Ее Величество была восхитительно терпелива и дружелюбна в течение сеансов. Я надеюсь, что она будет довольна и конечным результатом. Знаю, что ей доставит удовольствие тот факт, что на картине увековечены ее корги (любимая порода собак. – В.М.)». Портрет, одобренный монархом, перенесен на марки, потому что Ники Филипс получил заказ от Королевской почты.

За последние 60 лет около дюжины изображений Елизаветы II появилось на почтовых марках. Работа Филипса – первая в серии из шести марок. Но если прежние портреты не вызвали никаких бурных дискуссий в обществе, этот спровоцировал шквал громоподобной критики.

Эстел Ловатт, искусствовед, преподающая историю искусств, возмущена до глубины своей тонко устроенной души: на портрете – кто угодно, но только не королева. Скорее всего, на нем изображена… Маргарет Тэтчер. «Человек на портрете больше похож на моего соседа, чем на королеву», – язвит Ловатт.

С ней солидарен и Дэвид Ли, главный редактор сатирического журнала The Jackdaw: «Похожа на мужика в парике с серьгой в ухе». Более того, в этом персонаже что-то есть и от Черчилля.

Таких суждений немало, и тому есть весомая причина, которую раскрыл художник Руперт Александер, написавший портрет сюзерена в 2010 году. По его авторитетному мнению, со времен Рембрандта и Веласкеса технический уровень исполнения упал, если не сказать сник. Почему? Ответ: «Когда на смену реалистической манере живописи пришёл модернизм, в школах, где обучали этому мастерству, перестали уделять внимание традиционной технике рисунка, и эти знания постепенно оказались утеряны».

…Вспоминается старый анекдот про Пабло Пикассо, у которого в чужом городе украли портмоне. В полицейском участке, признав маэстро, попросили его составить портрет предполагаемого преступника. К концу дня по этому рисунку, сделанному Пикассо, были задержаны и доставлены старик, старуха, два автобуса, три стиральные машины и коза.

Вадим ВИХРОВ

№6-8(78), 2013

№6-8(78), 2013