Главная > Финансы & банки > Валюта > Рынки успокоились, проблема осталась

Рынки успокоились, проблема осталась

image_pdfimage_print

Известный германский экономист Ханс-Вернер Зинн никогда не лез за словом в карман. И не его вина в том, что слова его оказываются в основном критического свойства, в особенности когда речь заходит о валютно-экономической политике Европейского Союза и Германии: здесь в резкости оценок с ним мало кто может сравниться. Но даже те, кто не всегда соглашаются с его критикой, внимательно прислушиваются к его мнению. Уж слишком часто этот язвительный человек оказывается прав.

Так что же, удалось ли капитанам Европейского Союза предотвратить кризис единой европейской валюты? Ведь многие простые граждане уже успокоились и решили, что гроза миновала.

Этого оптимизма Ханс-Вернер Зинн не разделяет. Нет, кризис никуда не делся, просто его переложили с одних плеч на другие. Вкладчики капитала со всего мира, вот те, да, могут радостно перевести дух, поскольку вся тяжесть решения проблемы теперь возложена на налогоплательщиков из тех стран зоны евро, экономики которых не поражены тяжелыми болезнями. Легко угадать, какие именно страны будут платить за разбитые горшки. А как же Европейский центральный банк? Да ведь за ним и стоят те самые терпеливые налогоплательщики, которым достанется почетное право своими кровными помогать спасению евро.

Видный экономист продолжает настаивать на том, что нынешняя ситуация, позволяющая некоторым странам к своей выгоде творчески относиться к бюджетным ограничениям, несовместима с дееспособным единым европейским экономическим пространством. И если политики будут и дальше настаивать на том, что ни одна страна не может покинуть зону евро, а нарушители общих правил вместо наказания будут получать финансирование, с помощью которого они станут замазывать свои прегрешения, то рано или поздно евро настанет конец. Но сейчас, по мнению Ханса-Вернера Зинна, рынкам подают именно такой сигнал. Дескать, не беспокойтесь, есть добрый дядя, который за всех заплатит. «В долгосрочном плане евро сможет выжить только тогда, когда страны, не совместимые с единым валютным союзом, смогут покидать его», – настаивает экономист.

Он никогда не скрывал, что подразумевает, прежде всего, Грецию, которую частенько называют кандидатом на выход из зоны евро, но которая, тем не менее, несмотря ни на что, остается в общей лодке. Для Ханса-Вернера Зинна в этом нет ничего удивительного. Ведь афинские власти таким образом получают возможность печатать деньги, за которые на финансовом рынке им пришлось бы заплатить изрядные проценты. Да еще и помощь из централизованных фондов притекает – поди плохо! «Эти средства для греческого правительство явно важнее, чем создание рабочих мест для своих сограждан», – считает он. Афины, как он полагает, исходят из того, что после сентябрьских выборов в бундестаг им в очередной раз скостят часть долга.

«Греки не в состоянии расплатиться по своим долгам, как это продемонстрировали бесконечные отсрочки, а всевозможные акции устрашения особого воздействия на Афины не оказывают. Если же они вдруг и расплатятся по старым долгам, то только за счет того, что наберут новых. Пора бы уже и закончить эту бессмысленную игру, – уверен профессор Зинн. – Часть долга Греции надо простить, но никаких новых кредитов не предоставлять – что Европейскому центральному банку, что международному сообществу». Дальнейшее, по его мнению, должно выглядеть так: Греция выходит из зоны евро, девальвирует драхму, возвращает своей экономике конкурентоспособность, а греческая молодежь, наконец, получает шанс найти себе рабочие места.

Кстати, представители деловых кругов Германии, как кажется, сейчас озабочены не столько кризисом евро, сколько демографической ситуацией в стране. Что это, предвыборная риторика?

Увы, суровая и безжалостная действительность… Все люди, родившиеся в годы германского послевоенного бэби-бума, как минимум разменяли шестой десяток. Родившихся в последующие десятилетия куда меньше. Представители компаний сталкиваются с этим на практике, когда нанимают работников. Но по-настоящему это ощутят все жители ФРГ лет через 15. Тот рост налогов, который неизбежен в этом случае, сейчас представляется просто космическим. Но иной способ финансировать пенсии этой социальной группы пока никто не придумал. Да и пенсии эти неизбежно будут куда ниже того, чего сейчас ожидают эти люди, уверен профессор Зинн.

По его словам, расчеты проводились различными исследователями, но в итоге они все пришли примерно к одному результату. Чтобы сохранить нынешний уровень пенсий, величину отчислений надо поднять примерно на 50%. Легко догадаться, как сильно это ударит по предприятиям, у которых столь резко вырастут расходы на оплату труда, как при этом понизится конкурентоспособность германских компаний по сравнению с их зарубежными соперниками. Тут уж, как ни вертись, но высокие жизненные стандарты поддерживать будет трудновато…

Есть ли другие пути выхода из этой неприятной ситуации? Разумеется. Государство может просто сократить размеры пенсий: ножки надо протягивать по одежке. Возразить на это что-либо трудно, но при любом из названных вариантов стопроцентно запрограммирован социальный конфликт с трудно предсказуемыми последствиями. Да еще, чтобы вы не забыли, ко всему этому добавится гигантская нагрузка, которая вызвана вынужденной щедростью Европейского центрального банка, скупившего откровенно мусорные обязательства кризисных государств. А ведь этим любителям жить не по средствам придется еще долгие годы давать кредиты, чтобы помочь встать на ноги. Вот и выходит: куда ни кинь – всё клин.

Но если в преодолении финансовых неурядиц некоторых стран зоны евро можно, а, по мнению профессора Зинна – и нужно было бы действовать иначе, то с проваливанием страны в демографическую яму политики уже ничего поделать не смогут. Корни этой проблемы уходят очень глубоко – в 1980-е годы, когда не были приняты насущные решения. Ученые уже тогда предостерегали: дело кончится очень плохо. Да только кто их слушает, нудных очкариков? А теперь, когда безвозвратно потеряно 30 лет, как скажут в таком случае в Одессе, поздно пить боржом: почка уже отвалилась. Даже если сейчас государство немыслимо расщедрится и введет невиданные меры по повышению рождаемости, то когда эти детки выйдут на рынок труда? Году, эдак, в 2033, а то и позже? Вот то-то же…

Причем не стоит надеяться, что проблемы будут нарастать постепенно. Самые продуктивные с точки зрения рождаемости годы в Германии пришлись на период между 6 и 7 десятилетием прошлого века. Вот когда те, кто родился в этот период, начнут массово выходить на пенсию, тогда все довольно быстро ощутят подлинные масштабы проблемы. Особенно солоно немцам придется в интервале между 2030 – 2035 годами, считает профессор Зинн.

Андрей ГОРЮХИН

№6-8(78), 2013

№6-8(78), 2013