Главная > Финансы & банки > Экономика > Турция: шелковые сети долга

Турция: шелковые сети долга

image_pdfimage_print

Почти чудодейственное возрождение турецкой экономики после падения в 2009-м кризисном году на 4,8% ВВП в последующие годы стало предметом изумления и зависти. Действительно, в 2010-2011 годах прирост ВВП составил 9,0% и 8,5% соответственно, что переместило Турцию на второе место после Китая среди стран-лидеров. Позитивная динамика сохраняется и сейчас, однако анализ питающих ее корней заставляет заподозрить, что существует опасность в недалеком будущем «схлопывания пузыря».

Ерындж Елдан, профессор экономики из турецкого Университета Ясар (одно время преподавал в университетах штатов Миннесота и Массачусетс в США), провел сравнительный анализ роста ВВП и параллельно ему роста внешнего долга за последние пять лет. Картина вырисовывается следующая: в 2008 году ВВП составлял 742 миллиарда долларов США, в 2012-м – 786,4 миллиарда, а суммарный внешний долг в этом интервале увеличился с 281 336,8 миллиарда долларов. Таким образом, за пятилетку внешние заимствования выросли на 55,8 миллиарда долларов, а ВВП – только на 44,3 миллиарда.

Тревожны два связанных с этим накоплением фактора. Во-первых, увеличивается доля краткосрочных займов, что предполагает необходимость быстрой отдачи денег вместе с набежавшими процентами. Во-вторых, растет дефицит платежного баланса: в 2010 году он составлял 46,8 миллиарда долларов, в 2011-м – уже 77,2 миллиарда (что превысило символически важный рубеж в 10% ВВП). При этом покрытие дефицита, установил профессор Елдан, обеспечивалось за счет портфельных инвестиций и того, что называют «нерегистрируемым притоком капитала».

В природе этих «горячих» денег и заключена опасность: они представляют собой самый быстро перетекающий с одного финансового рынка на другой капитал, всегда нервно реагирующий на любые флуктуации и перемены, в частности, с обменным курсом валюты. Как подчеркивает Ерындж Елдан, именно наличие этих «горячих» денег приводит к «чрезмерной волатильности и неопределенности в реальном секторе турецкой экономики».

Несмотря на высокие оценки, выставленные Турции иностранными, в основном американскими, рейтинговыми агентствами по всему капиталу, не стоит обольщаться, предупреждает профессор Елдан. В этом проявляются «политические преференции», а не оценки реального состояния экономики. Иначе бы пришлось брать в зачет то, что Турция постепенно оказывается в долгу, как в шелку, причем дни расплаты становятся все регулярнее.

Скорее всего, Е.Елдан полупрозрачно намекает на то, что администрация Барака Обамы сделала ставку на премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана для ведения своей большой игры на большом Ближнем Востоке, а это побуждает рейтинговые агентства ему подыгрывать, акцентируя внимание на «экономических успехах» и пренебрегая тем, что турецкий профессор называет «спекулятивным ростом». По его мнению, правильнее говорить о «медленно сдувающемся пузыре, подверженном непредсказуемым и спазмолитическим капризам рынков».

Вадим ВИХРОВ

№5(77), 2013

№5(77), 2013