Главная > Финансы & банки > Энергетика > Деньги – на ветер?

Деньги – на ветер?

image_pdfimage_print

Название этой компании – «Прокон» – известно миллионам жителей Германии. Активная, если не сказать агрессивная, рекламная кампания, обещала им много приятных вещей. Скажем, производство экологически чистой электроэнергии, что само по себе выглядит как немалое благо. Да еще тем, кто готов поучаствовать в этом процессе своим трудовым евро, клялись выплатить неплохие доходы на вложенный капитал – минимум 6%, а то и вовсе 8%. Эффективность этих рекламных уговоров можете оценить сами: в «Прокон» поверили 60 тысяч немцев. А денег набралось в результате больше миллиарда евро. Вот жаль только проценты сейчас «лидер рынка», как называет свое детище его шеф Карстен Родбертус, не платит. Не подумайте, что речь идет о какой-нибудь банальной пирамиде. Нет, вопрос ставится иначе – насколько серьезна бизнес-модель, с помощью, которой бывший бухгалтер из Гамбурга еще в 1980-х годах решил, как он сам утверждает, изменить мир.

Во всяком случае, на господина Родбертуса сейчас накатывается волна исков о возмещении ущерба в сумме почти в 8 миллионов евро. Их подали клиенты и бывшие вкладчики. А любекская прокуратура решила заняться этим делом вплотную, начав следственные процедуры. Теперь основатель «Прокона» чувствует себя окруженным кольцом недругов, с которыми он готов сражаться до победы. Для него вопрос стоит так: «Прокон» – его любимое детище, которому он отдал десятилетия труда, и во главе компании может стоять только он.

В собственном изложении история его успеха выглядит очень кинематографично. Еще в прошлом веке он арендовал в нижнесаксонской провинции земельный участок, на котором поставил две свои первые «электромельницы». В средине 1990-х годов в Итцехоэ, в получасе езды от Гамбурга, он создал главное детище – «Прокон». Дела шли успешно, фирма росла. Потом последовали приобретения долей в других компаниях. Одна из них изготавливала дизельное топливо из рапса, другая делала деревянные поддоны – товар, на который всегда есть спрос…

Есть спрос и на эту прекрасную историю, изложение которой Карстен Родбертус довел до полного совершенства. Еще бы! Повторять её перед разными аудиториями по 70 раз в год, так волей-неволей отполируешь до блеска все детали своего рассказа. Как правило, его вступления собирают аудиторию человек в 300 – папы и мамы, дядюшки и тётушки, бабушки и дедушки… Простые немцы, которые искренне хотят вложить свои кровные в «зелёное» будущее отчизны. Неординарный способ финансирования деятельности своей компании! А что, много отыщется в Германии банков, где дают коммерческий кредит под 6%? Вот то-то же…

Немецкие журналисты утверждают, что одно из любимых слов господина Родбертуса – «транспарентность». Он всегда многократно использует его применительно к своим встречам с вкладчиками, подчеркивая свободный и открытый характер таких собраний, неизменно завершающихся тем, что банковские счета «Прокона» пополняются заметными суммами.

Но куда только исчезает вся эта открытость, когда речь заходит о том, как эти средства расходуются! Нет, никто ничего не скрывает, как вы могли такое подумать? Вот вам, пожалуйста, брошюры, в которых приведена масса цифр на любой вкус, вот вам Интернет-сайты, где вы можете обогатить свою память еще большим количеством информации. Но если вы думаете, что все эти знания хоть как-то помогут составить представление о финансовом положении «Прокона», то вы чудовищно заблуждаетесь.

Да что там вы или я? Взять хоть профессора Йорга Бетге, автора 500 публикаций и книг, посвященных проблемам составления балансов компаний. Так вот, этот человек, руководящий фирмой, специализирующейся на анализе подобной документации и составлении соответствующих экспертных заключений, вынужден был признать: на основании представленных данных сделать вывод о финансовом состоянии «Прокона» решительно невозможно! Вы не забыли, что господин Родбертус начинал свою карьеру как бухгалтер? Да нет, ни на что я не намекаю, а просто хочу напомнить, что профессия эта в высшей степени творческая. Если, конечно, освоить её должным образом...

По мнению профессора Бетге, структура «Прокона» построена таким изящным образом, что состоит она из множества отдельных компаний, каждая из которых вроде бы предоставляет данные годового баланса. Но все эти «конторы Никанора» заключают сделки между собой, причем не по рыночным ценам, а по трансфертным. И в результате каждая из них работает, вроде бы, с прибылью, но, сколько там реальных денег, а сколько – воздуха, понять никак нельзя. Словом, следы заметали опытные мастера, с чем их и можно поздравить: чистая работа.

Понимая шаткость своей позиции, глава «Прокона» признает, что иметь в его составе сотню отдельных компаний – это все же чересчур. Поэтому он заверяет, что сейчас их осталось только 5 и за 2012 год «Прокон» готов будет отчитаться в соответствии с общепринятыми стандартами, чтобы даже профессор Бетге остался доволен. Может быть, может быть…

Пока же вкладчикам этой компании предлагается верить, что все идет как надо. Обычная ситуация для серого рынка капитала. Особо недоверчивые могут проехаться по тем местам, которые им известны только по рекламным проспектам, и посмотреть, как там обстоят дела, поговорить с людьми, перед которыми Родбертус представал в ином свете. Совсем не в таком как перед теми, кто доверил ему свои 15 тысяч евро – такова средняя сумма вклада в «Прокон». Разумеется, таких желающих практически не находится. Поэтому указанным путем пришлось пойти германским журналистам.

Результат оказался не сильно обнадеживающим. А точнее – во всех трех сферах деятельности у компании налицо немалые проблемы. В том числе и в главной – строительстве и эксплуатации ветроэнергетических парков. Даже те из них, у которых дела идут вроде бы неплохо, работают хуже, чем можно было ожидать. Выполнение плановых показателей, не говоря уже об их превышении, встречается крайне редко.

До конца 2008 года 22 из 31 германского ветроэнергетического парка не выполняли тех показателей, которыми Родбертус так ловко приманивает новых вкладчиков. Шесть из этих парков производили на 15% меньше электроэнергии, чем указывалось в калькуляциях. Это не какая-то закрытая информация, таковы данные самого «Прокона». Один из вкладчиков, который дал себя труд заняться подсчетами, пришел к выводу, что на счетах компании должно не хватать около 40 миллионов евро. Он обратился к другим инвесторам – в 2009 году. Реакция сотрудников господина Родбертуса была моментальной: сопоставимые цифры срочно и бесследно исчезли из Интернета. Новых пока так и не появилось…

Примерно в это же время у Родбертуса начались неприятности с некоторыми из инвесторов. Они тогда пребывали в статусе «ограниченно ответственных вкладчиков коммандитного товарищества», то есть могли участвовать в принятии решений на общих собраниях. Родбертус изменил это положение, выдавив всех «коммандитистов», с тех пор прав у вкладчиков никаких нет, они имеют лишь свою долю в прибылях. Если таковые у компании появляются. Ну, а на нет, как говорится, и суда нет.

Рискованно? Еще бы! Ведь если дело дойдет до банкротства, то тем, кто называется инвестором, но имеет только «генуссрехте» – право на участие в прибылях или на долю в случае ликвидации – платить станут в последнюю очередь, по остаточному принципу. Сперва свое получат банки, производители ветрогенераторов и энергетических установок, сотрудники компании, а там уже и доверчивые вкладчики. Весь вопрос в том, хватит ли у Родбертуса денег, чтобы расплатиться со всеми?

Вернер Дальдорф, который помимо статуса налогового консультанта имеет еще и многолетний, продолжительностью свыше двух десятилетий, опыт руководителя ветроэнергетического парка, оценивает ситуацию так. Если на протяжении ряда лет ваши «электромельницы» выдают не больше 80% от запланированного объема производства энергии, то банкротство из призрачной угрозы превращается в осязаемую реальность.

Но беда еще и в том, что недостаточные объемы производства энергии – только часть проблемы «Прокона». Сейчас у него возникли большие трудности со строительством новых парков. Уже давно в Мекленбурге – Передней Померании, Бранденбурге и Нижней Саксонии должны были бы вращаться лопасти новых электрогенератров. Ну, или хотя бы возвышаться строительные краны, с помощью которых возводятся эти высоченные башни, увечанные «яйцом с лопастями». Их можно было бы ожидать увидеть в Барнсторфе, в Ифене или в Офельгённе. Можно бы, да вот нет там ничего похожего, хотя эти локации чрезвычайно важны для «Прокона».

Скажем, в Ифене – небольшой померанской деревушке с 200 жителями, расположенной неподалеку от польской границы – два года назад должно было начаться строительство 25 мощных ветроэнегетических установок. Пока, по свидетельствам очевидцев, поля пусты и горизонт чист. Если не считать нескольких буренок, уныло слоняющихся по краю площадки – грязной и заброшенной. Дело в том, что местная община резко против создания парка на её землях и, что самое главное, сумела отстоять свою позицию в суде. Так что пока вопрос остается полностью открытым. В нижнесксонском Барнсторфе должны были построить парк из 10 генераторов. Но получением должных разрешений почему-то не озаботились. Во всяком случае, заместитель бургомистра не в состоянии объяснить то таинственное упорство, с которым «Прокон» продолжает на своих Интернет-сайтах числить местные земли в ряду принадлежащих ему строительных площадок. Никакого энергопарка там не было, нет и не будет, уверяет он.

В Офельгённе, что в часе езды от Барнсторфа, планировалось создание двух парков с общим число генераторов в 24 единицы. Но и этого, по словам местного бургомистра, тоже не будет: жители категорически против. Они предпочитают, чтобы на этом прибрежном поле вместо «электромельниц» оставались белозобые казарки и чирки-свистунки.

Это не специально подобранные негативные примеры – Родбертус очень любит обвинять прессу в предвзятости и преувеличениях – а лишь демонстрация того, как в «Проконе» распоряжаются деньгами, полученными от вкладчиков. В апреле 2012 года на Интерет-сайте компании можно было узнать, что в три упомянутых проекта уже вложено 27 миллионов евро. Результат? Вы его уже знаете… При такой работе едва ли стоит удивляться тому, что за минувший год в Германии «Прокону» не удалось подключить к сети ни единственного генератора. А их должно было быть целых 24! Не говоря уже о том, что, начиная с 2012 года, общее число введенных в строй генераторов должно было составить 84.

Реальность такова: последний построенный «Проконом» парк был завершен в июне 2011 года, то бишь, два года назад. Для новых мощностей теперь на Интернет-сайтах указаны новые сроки ввода, причем без точных привязок – «после 2013» или «после 2015». Но планов – громадьё! Общее число генераторов – 108, парков – 14, суммарная мощность – 315 мегаватт. Достаточно для снабжения электроэнергией 190 тысяч домохозяйств. По сути дела – целого города вроде Мангейма.

В этой отрасли действует эмпирически выведенное правило: кто хочет построить десять ветроэнергетических парков, должен спланировать не меньше ста. Дело в том, что в ситуацию всегда могут быть привнесены различные неожиданные обстоятельства. Скажем, конкурент предложит крестьянам большую сумму за арендуемую у них землю. Или люди в самый неожиданный момент упрутся: не хотим никаких парков – и баста! Но именно в сфере планирования у «Прокона» возникает большое число трудностей. Дело в том, что 8 лет назад Родбертус расстался со своим прежним партнером, и тот основал собственную ветроэнергетическую компанию. Но при этом переманил к себе десятка три весьма квалифицированных работников, в первую очередь плановиков и проектировщиков. Вот от этой потери «Прокон» не сумел оправиться до сих пор, уверяют знатоки отрасли. Но обо всех этих проблемах, естественно, не сообщается ни в рекламных флаерах, ни на сайтах, ни во время встреч с потенциальными инвесторами. Там предпочитают говорить о том, что солнце, ветер и биомасса – источники экологически прогрессивной энергии будущего и вложения в её производство принесут гарантированную прибыль, Неудобные вопросы о том, что будет делать «зелёная» электроэнергетика, если государство прекратит субсидировать её в нынешних масштабах, в беседах с инвесторами тоже предпочитают не обсуждать.

Зато там могут привести в пример приобретение Родбертусом маслобойного завода в Магдебурге. Произошло это давно, еще в 2010 году. Предпринимателя не остановило даже то, что рынок биодизельного топлива уже не один год сталкивается с серьезными трудностями. Достаточно сказать, что убытки магдебургского предприятия в 2011 году составили вполне весомую цифру в 21 миллион евро. Но это не помешало Родбертусу вложить в расширение завода еще 70 миллионов евро. Пока новый дорогущий пресс с декабря прошлого года простаивает. В этом, правда, есть доля вины и Европейской Комиссии, которая потребовала от немецких аграриев дополнительных лицензий на выращиваемый ими рапс.

Но, так или иначе, завод не даёт продукции, потребители рапсового шрота – выжимок, идущих на корм скоту – вчиняют иски за не поставленный в соответствии с контрактом товар. Исковые требования составляют уже около 7 миллионов евро. Но для рекламных бесед это тоже не тема. Ведь и это направление деятельности «Прокон» тоже не выглядит особенно процветающим.

Но может быть третий «кит» на котором должно покоиться благополучие компании, поможет выдержать все напасти? Ведь 30 тысяч деревянных поддонов в день – это не шутка. К тому же компания купила в Румынии лес на корню и сырьем должна быть обеспечена в достатке. Плюс к тому, на каждом собрании инвесторов вам расскажут, что строятся 2 тепловых электростанции, которые будут использовать биомассу, образующуюся в качестве отходов деревообделочного производства.

Однако именно с этими станциями и возникла серьезная сложность. Дочерняя компания «Прокон» в Торгау, управляющая деревообделочным предприятием, сгоряча начала строительство станций, не имея на руках необходимые разрешения. Местным властям не оставалось делать ничего, кроме того, чтобы остановить стройку. Убытки компании сейчас составляют 60 тысяч евро в сутки. Воля ваша, но на флагмана промышленности будущего это предприятие пока явно не тянет. Пусть даже Родбертус вложил в него около ста миллионов евро.

Но самый главный вопрос, который пока остается без ответа, звучит так: можно ли объяснить все вышеозначенные провалы одним только неблагоприятным стечением обстоятельств или всё же это пороки определённой бизнес-модели, которую хочется назвать скорее агрессивной, чем успешной? Во всяком случае, специалисты, внимательно изучавшие балансы «Прокона», уверены, что расплатиться с долгами и с инвесторами без того, чтобы не продать какие-то из своих действующих ветроэнергетических парков, компании не удастся. Дыру примерно в 31 миллион евро можно заткнуть с помощью бухгалтерских ухищрений, но расплатиться с теми, кому нужны реальные деньги, это никак не поможет.

На что же «Прокон» намерен сделать ставку в этой непростой ситуации? На испытанное средство – сбор денег с добровольных участников встреч с вкладчиками, на привлечение тех, кто проникнется перспективами, открывающимися в рекламных роликах и так далее. На рекламу компания средств не жалеет, в это вложены многие десятки миллионов евро. Но и собрать Родбертус намерен более чем внушительную сумму, в десять раз превосходящую прежний «урожай». А именно – десять миллиардов евро. Надо заметить, такая искренняя убежденность в том, что доверчивым людям в Германии никогда переводу не будет, просто вызывает оторопь. Вот только куда девать такую прорву денег господин Родбертус еще не придумал. Да и то сказать, чего там думать, трясти надо!

Сергей ПЛЯСУНОВ

№5(77), 2013

№5(77), 2013