Главная > Финансы & банки > Энергетика > Финансовый кризис пришел, придет и энергетический?

Финансовый кризис пришел, придет и энергетический?

image_pdfimage_print

Нет, это вовсе не истерический алармизм. Блэкаут гораздо ближе, чем нам кажется, считает шеф австрийской компании «Энерги Оберэстеррайх» Лео Виндтнер. Может быть, стоит прислушаться к мнению человека, занимающего свой пост с 1994 года?

И в самом деле, многие энергетические концерны оказались сейчас в парадоксальной ситуации. Торговать энергетическими ресурсами им более или менее выгодно, а заниматься их производством – убыточно. Почему?

Ответить на этот вопрос можно, взглянув на то, как обстоят дела в Германии, поясняет Л.Виндтнер. Проблема в чрезмерных ничем не оправданных дотациях, которые получает там «зеленая» – солнечная и ветровая – энергетика. Внешне все выглядит замечательно: огромная промышленная страна создала такие «зеленые» мощности, что может целый день обеспечивать свои энергетические потребности за счет ветра и солнца. Но то, что очень выигрышно выглядит в рекламных панегириках, при сопоставлении с реальностью оказывается куда менее привлекательным. В Центральной Европе электричество требуется 8760 часов в году. С помощью солнца его можно вырабатывать 1000 часов в году, а с помощью ветра примерно 4000 часов. Вот и делайте выводы.

Но ведь есть еще и другие возможности для экологически более приемлемой выработки электроэнергии? Есть, конечно. Но вот только субвенционирование «зеленого» электричества делает работу что газовых, что гидроаккумулирующих электростанций (ГАЭС) нерентабельной. Вот пример из австрийского обихода: новая газовая электростанция в Верхней Австрии работает только 1000 часов в год вместо запланированных 5 тысяч. Ну и кто же, скажите, в таких условиях будет вкладывать миллиарды в строительство новых мощностей? Вот и выходит, что из тех многих ГАЭС, создать которые было запланировано в Нижней Австрии, ни одна даже не приближается к завершению. А ведь сравнительно недавно австрийцам старательно объясняли, что без создания этих станций перестройку энергетики осуществить просто невозможно.

Вот и выходит, что знаменитая идея – дескать, на севере Европы электричество будет производить ветер, на юге – солнце, а в центре Европы оно будет запасаться впрок – оказалась утопией. Л.Виндтнер уверен: если Европейский Союз не сумеет добиться того, чтобы проводилась единая энергетическая политика, то за финансовым кризисом придет и энергетический*1.

И все же, насколько велика угроза блэкаута? По мнению Л.Виндтнера, она гораздо реальнее, чем это многим кажется. В феврале прошлого года, когда февраль в Германии выдался холодным, избежать тотального отключения электроэнергии удалось с большим трудом.

Попытки обвинить энергетиков в чрезмерной жажде наживы руководитель «Энерги Оберэстеррайх» парирует вполне доказательно: с 1966 года цена на энергоресурсы выросла только на 15%. Все прочее – налоги, сборы отчисления – к чему отрасль отношения не имеет.

Александр ВАРВАРИН

*1 «Энергетика, основанная на возобновляющихся источниках, должна быть конкурентоспособной», – считает Филип Лоу, генеральный директор департамента энергетики Европейской Комиссии. Его суждение прекрасно вписывается в хор экспертов, которые уже многие месяцы в один голос твердят: «экоэлектричество» имеет в сети незаслуженный приоритет, что делает все остальные электростанции нерентабельными, непредсказуемые гелио- и ветрогенераторы в пиковые моменты перегружают сети, ставя их на грань дееспособности, в том числе и за пределами ФРГ.
Теперь настал черед Европейской Комиссии, которая впрямую требует, чтобы национальное субвенционирование «зеленой» энергетики было прекращено. Исполнительный орган ЕС решил, что настало время создать общеевропейскую модель, которая заменила бы все отдельные программы, применяемые странами по своему выбору. Поговаривают, что это может привести к полному перекрытию денежных потоков, текущих в кассы некоторых особенно рьяных производителей «зеленой» электроэнергии.
Ведь дело дошло до того, что доплата за экологичность в Германии сравнялась со стоимостью киловатт-часа электроэнергии. Нечего сказать, честная конкуренция! Австрийцам остается только радоваться, что у них она достигает не более чем трети этой величины.
И даже в этих условиях все стремления сократить выбросы двуокиси углерода в атмосферу, что называется, пошли побоку. Стоило только серьезно подорожать газу, как хозяева электростанций нашли выход: в топку теперь все больше отправляется уголек, привезенный из-за Атлантического океана, где закрома чуть не лопаются из-за едва не вышедшей из-под контроля добычи сланцевого газа.
В некоторых странах ЕС по сравнению с прошлым годом использование угля для производства электроэнергии увеличилось на 50%. Возмущающихся защитников окружающей среды никто слушать не хочет. Перестройка энергетики «на зеленый манер» пока что привела к парадоксальному результату: выброс двуокиси углерода в производстве электроэнергии увеличился на 3%.

№3(75), 2013

№3(75), 2013