Главная > Дневник событий > ПОСЛЕ РАСШИРЕНИЯ > Премьер Домбровскис не жалуется на маленькую зарплату

Премьер Домбровскис не жалуется на маленькую зарплату

image_pdfimage_print

Золотая лихорадка в стиле нахрапистого освоения приисков на Клондайке охватила многие квалифицированные кадры в бывших соцстранах после их вступления в 2004 году в Евросоюз. Проявилась реальная возможность потрогать руками зарплаты и бонусы, никогда прежде не данные им в ощущение, прежде – это в пору коммунистической аскезы. Едва ли не единственным препятствием стало наличие в арсенале профессиональных знаний и навыков свободного владения основными европейскими языками.

Для тех, кто мог похвастаться языковым многознанием, открылись двери в многочисленные властные структуры Евросоюза. Получивших трудоустройство в подобных ведомствах не так и мало: 4700. Причём выходцы из Польши, Литвы, Эстонии и Болгарии уже составляют одну шестую часть чиновничьего сословия при Еврокомиссии.

Эта статистика означает, что установленные изначально в ЕС квоты на «национальные кадры» заметно превышены. Слишком велико желание попасть на хлебные места. Это заставляет претендентов демонстрировать свои исключительные качества, которые чисто объективно оказываются более чем конкурентоспособными, а потому эти назначения становятся итогом честного состязания, когда воздают по заслугам.

Однако в последнее время именно масштабное присутствие в коридорах власти в ЕС представителей Центральной и Восточной Европы стало поводом активизироваться оппонентам чрезмерных, по их разумению, вознаграждений и льгот для тех, кого они именуют «еврократами».

Возьмем, говорят записные критики, Валдиса Домбровскиса, премьер-министра Латвии, озабоченного тем, как бы не вызвать социального взрыва по мере того, как он сокращает у себя в стране зарплаты госслужащим, а то и вовсе ликвидирует их должности. Ему по должности полагается оклад в размере 45 тысяч долларов в год, пишет «Нью-йорк таймс». А в это же время целый ряд соотечественников премьера зарабатывают в своем чиновничьем звании под крышами ЕС куда более внушительные суммы.

Для примера сошлемся на Андриса Пибалгса, оставшегося членом исполнительного органа ЕС, то есть Еврокомиссии, у которого воздаяние «согласно штатному расписанию» составляет 345 тысяч долларов, а это в восемь раз превышает зарплату Домбровскиса. Помимо оклада, Пибалгс пользуется внушительным набором материальных благ в придачу: получает солидную сумму на съем жилья и проживание; ему также причитается по 6000 долларов на каждого ребенка до совершеннолетия и еще 10000 долларов «на развлечения», а в перспективе – аховая пенсия.

Всего в различных ведомствах ЕС служат сегодня 150 граждан Латвии, у которых зарплата наполовину выше, чем и премьера Домбровскиса, который в 2009 году отказался ради высокого поста от своего мандата европарламентария. В том качестве он получал в три раза больше денег.

В этой связи критики Еврокомиссии, Европарламента и существующих вокруг них структур тычут пальцем в то обстоятельство, что слишком уж безбедное существование бюрократов плохо вяжется с нотациями, раздающимися из Брюсселя в адрес стран, оказавшихся в долговой яме, таких как Греция или Ирландия. Им рекомендуют затянуть пояса, а для этого отнять часть заработков у государственных служащих и заморозить им оклады.

Хорхе Нуньес Феррер, один из экспертов в Европейском центре исследований политики, расположенном в Брюсселе, задиристо заявляет: «Когда ЕС учит другие страны, как им поступать с бюджетными дефицитами, что они должны сократить расходы, ужать свой госсектор и урезать зарплаты, моя первая реакции: а как насчет ваших собственных зарплат?»

В ответ на выпады Марос Шефкович, зампредседателя Еврокомиссии, отвечающий за административные вопросы, в том числе и вознаграждение, поясняет, почему им стоит платить достойно. Во-первых, нужно учитывать необходимость для иностранных спецов содержать два жилья, например, в Брюсселе или Люксембурге, и у себя дома. Во-вторых, человек высокой квалификации знает себе цену и не пойдет на смешные деньги. В-третьих, не нужно питать иллюзий – тарифная сетка и шкала зарплат в Евросоюзе ничуть не выше, чем в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или в Международном валютном фонде (МВФ).

А тем временем Валдис Домбровскис сам себе покупает медицинскую страховку и продолжает жить в трехкомнатной квартире в старом доме еще советской постройки. Более того, в год назначения на пост первого министра, когда вокруг бушевал кризис и по старым улочкам Риги бродил призрак дефолта, Домбровскису урезали на 20% зарплату и заморозили её. Она пребывает в замороженном стоянии до сих пор, хотя подвижник и спаситель нации, как его должны воспринимать граждане, не ропщет. «Я не жалуюсь», – говорит стоик Домбровскис. И замечает философски: «Все относительно, по латвийским меркам я не так и плохо зарабатываю.»

Нельзя не признать: вне зависимости от того, что человек во власти очень часто имеет шанс улучшить свое материально-финансовое состояние после отставки, чему масса примеров, посткоммунистическая аскеза премьера Латвии – привлекательная черта неглупого политика.

Владимир МИХЕЕВ

№3(53), 2011

№3(53), 2011