Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > 27 клонов Маргарет Тэтчер,

27 клонов Маргарет Тэтчер,

image_pdfimage_print

или Урезанный бюджет ЕС

Длившийся два дня (7-8 февраля 2013 г.) переговорный марафон с участием глав государств и правительств стран Евросоюза завершился триумфом воли и компромисса: удалось договориться по самому щекотливому и спорному, как водится, вопросу – финансовому. Несмотря на выпукло проступившие разногласия между двумя негласными фракциями – странами-донорами и странами-получателями разного рода дотаций и бонусов, трижды сверстанный и много раз переверстанный в ходе дебатов проект бюджета сообщества на семилетку (с 2014 по 2020 годы) все же был принят.

Как торжествующе откликнулся на эту новость непосредственный ее создатель председатель Европейского Cовета Херман Ван Ромпей в своем персональном микроблоге в Twitter: «Дело сделано! Евросовет договорился по долгосрочному финплану до конца десятилетия».

В итоге впервые за последние десятилетия бюджет ЕС подвергся секвестированию. Вместо 994 миллиардов евро, что были расписаны для ежегодных трат на период с 2007 по 2013 годы, архитекторы единой Европы, скрепя сердце, согласились не наращивать бюджет до изначально предполагаемых 1,09 триллиона, а напротив, ужать до 959 миллиардов.

На подобной его утрамбовке настаивала Британия, приводившая устами своего премьера Дэвида Камерона бесхитростный довод: «Мы не можем допустить того, что европейские расходы поднимаются все выше и выше, когда нам приходится идти на сложные решения по многим пунктам». Расшифровывается легко: в условиях все еще повышенной турбулентности в национальной экономике кабинет тори и либдемов вынужден следовать курсом жесткой экономии, что плохо коррелируется с повышением отчислений в общую казну Евросоюза, поскольку в британском обществе сохраняется, мягко говоря, двойственное отношение к ЕС.

(К слову: опрос, опубликованный 18 февраля 2013 года газетой «Файнэншл таймс», показал, что в случае проведения референдума о членстве в ЕС 33% высказались бы за статус-кво, 17% не явились бы к урнам для голосования, а 50% однозначно предпочли бы сказать «Гуд-Бай, Европа»).

Лидер тори был строго последователен, агитируя за свой ключевой тезис: «Нам нужно сократить расходы, которые мы не можем себе позволить». Камерона сотоварищи понять можно: они уже готовят почву для своего переизбрания и не могут себе позволить обозлить сограждан.

Однако с Лондоном солидаризировались и столицы стран, которые сбрасывают в общий котел больше, чем им потом возвращается: Германия, Швеция и Нидерланды. На другом полюсе сгруппировались Франция и страны т.н. «новой Европы» – периферийные новобранцы 2004 года.

Это двойное размежевание внутри Евросоюза стало едва ли не главной отметиной встречи в верхах.

В ходе предварительного лоббистского прессинга президент Франции Франсуа Олланд положил немало душевных и интеллектуальных сил на то, чтобы сохранить нетронутыми две крупнейшие статьи расходов. Дотации сельскому хозяйству (французские фермеры никогда бы не простили ему сдувания этой подушки их финансовой безопасности и благополучия) и субсидии менее развитым странам Южной и Восточной Европы (фонды сплочения). Накануне глава Пятой республики обсудил эти темы с бундесканцлерин Ангелой Меркель, возлагая надежды на континуитет «особых отношений» между Парижем и Берлином. Формально всё у них сложилось: согласовали потолок бюджета на уровне 960 миллиардов евро.

И все же президента-социалиста ждало разочарование. Не столь горькое, как русская горчица, но все же напоминающее дижонский крупнозернистый продукт. Берлин предпочел альянс с Лондоном по остальным пунктам повестки дня. Да, субсидии аграрному сектору остались практически неизменными (290 миллиардов евро) вопреки настоятельным увещеваниям экспертной группы при Еврокомиссии. Не шибко пострадали и «подъемные» для молодогвардейцев, из которых преимущественно финансируются их инфраструктурные проекты (339 миллиардов). Даже проблемная Эллада, опутанная долговыми обязательствами, получит сверх нормы прежних займов дополнительно 16 миллиардов евро.

Зато вивисекции подверглась ключевая статья бюджета, способная в духе апостола капиталистического госрегулирования Дж.М. Кейнса служить «мультипликатором» роста, а именно – «развитие инноваций и создание новых рабочих мест», на что выделили только 164 миллиарда евро. Тем самым, как отмечает парижская газета «Фигаро», продвигаемая Франсуа Олландом в принципе правильная идея создания финансовых рычагов и стимулов для экономического роста в Европе «оказалась выхолощенной».

Показательно, что французский президент повидался с тремя премьерами – Марио Монти (Италия), Мариано Рахоем (Испания) и Дональдом Туском (Польша), но демонстративно проигнорировал встречу с Ван Ромпеем, Ангелой Меркель и Дэвидом Камероном. Анонимный член французской делегации, как поведала парижская «Монд», объяснил это блистательное отсутствие Олланда тем, что, мол, «нас не пригласили».

Одно из объяснений перегруппировки сил внутри Европы-27 предложил журналистам неназванный европейский чиновник: «Нынешняя встреча показала, что традиционный двигатель ЕС – тандем Франция-Германия – распался. Вместо него образовалась новая конфигурация: дуэт Берлин–Лондон (чистые доноры бюджета) и трио Париж-Рим-Мадрид (крупнейшие получатели)». Отдаление тевтонцев от галлов объясняется частично (есть и такое мнение) идеологическими расхождениями: «Берлин рассматривает Лондон как противовес Парижу, как необходимый элемент баланса между либеральным подходом к экономике и ставкой на государственное регулирование ей, как это делает Франция».

Вне зависимости от постоянно меняющегося расклада сил внутри ЕС, удалось согласовать параметры нового бюджета, что само себе – «перо в шляпе». Если разложить бюджет постатейно, то получатся такая картина:

– сельскохозяйственные субсидии сокращены с 421 миллиарда до 373 миллиардов евро, что означает усыхание с 42% бюджета в 2006-2013 годах до 39% бюджета 2014-2020 годов;

– фонды сплочения, представляющие дотации «группе 15», похудели с 355 миллиардов евро в 2007-2013 годах до 325 миллиардов в 2014-2020-х;

– административные расходы увеличены с 57 миллиардов до 62 миллиардов евро при запрашиваемых 63 миллиардах (повышение мотивировано приемом Хорватии). Зато в течение четырех лет на 5% будет сокращен персонал всех структур ЕС, а у остальных заморозят на два года зарплаты и пенсии.

Однако далеко не все аплодируют достигнутому трудному согласию. Показателен комментарий в газете «Монд», называющий проект бюджета «реликтом прошлого». Только французы поддерживают расходы на аграрный сектор как «инвестиции в будущее», сетует газета, но с ними не считаются, потому что их экспортная продукция ниже по качеству, чем товары их конкурентов из Голландии и Германии. Страны Южной Европы пекутся о фондах сплочения, но пока ничто не убеждает в их эффективности, учитывая еврокризис, поразивший именно этот регион. Резюме: «Что касается инвестиций в наше будущее, то они принесены в жертву».

Что дальше? Теперь до начала нового финансового года предстоит получить одобрение Европейского Парламента. Сходу это не удастся сделать. Многие фракции уже объявили о своем полном и бескомпромиссном неприятии бюджета. Им не нравится обескровливание статей, предназначенных для стимулирования роста, что сулит потерю конкурентоспособности ЕС. А также то, что бюджет уже обременен дефицитом в 6 миллиардов евро по итогам прошлого года, а к 2106 году дефицит достигнет уже 16 миллиардов. Быть может, за 10 месяцев удастся уломать евродепутатов. А если нет?

На этом фоне прозвучал комментарий известного международного валютного спекулянта Джорджа Сороса. Его общий диагноз Евросоюзу звучит так: пытаясь заставить столь разные страны и разные народы жить по единым экономическим законам, лидеры ЕС превращают его в «несчастливый брак». Этому браку неминуемо грозит распад, если не будет «изменена интеграционная модель». Поскольку Сорос как валютчик со стажем обычно использует свои оценки и для игры на финансовых рынках, чтобы извлечь сиюминутную выгоду, то на этот раз он явно играл на понижение курса евро.

Проблемы в таком многолюдном семействе, как Евросоюз, конечно, есть (см. «Знакомьтесь: Европа двухзональная и двухскоростная», №12(61), 2011).

Но, в любом случае, торг и дележ финансового пирога в Евросоюзе не представляют собой ничего экстраординарного: это обычная практика в сообществе, где формально все равны, а на самом деле исход прений и распрей предопределен реальным весом каждого из участников.

Прав Ален Ламасур, глава бюджетной комиссии Европарламента: «У нас здесь за столом 27 Маргарет Тэтчер, каждая из них озабочена тем, сколько она сможет получить из бюджета ЕС, и каждая ищет способы уменьшить свой вклад в общий котел». Впрочем, на это раз «27 Тэтчер» сумели умерить свои аппетиты, иногда называемые «национальным эгоизмом».

Владимир МИХЕЕВ

№2(74), 2013

№2(74), 2013