Главная > Финансы & банки > Экономика > Миллиарды, которые можно сберечь

Миллиарды, которые можно сберечь

image_pdfimage_print

В начале каждого года Федеральная счетная палата ФРГ подводит итоги, сообщая согражданам, как велось расходование государственных средств, и можно ли это было делать иначе, более экономно.

Так было и в этом – предъюбилейном для столь серьезного ведомства – году. А юбилей, между прочим, нешуточный: как-никак в 2014 году ему исполняется 300 лет! Позвольте, спросит внимательный читатель, как это возможно, когда сама федеративная Германия ведет отсчет своего существования с 1949 года? Верно, Счетная палата вообще-то была создана в 1950 году, но писать свою историю предпочитает с 1714 года. Именно тогда прусский король Фридрих Вильгельм I создал ведомство, получившее название Генеральной счетной палаты.

Преемники бескомпромиссных прусских ревизоров, ныне разместившиеся в Бонне, на Аденауэралее, 81, вроде бы не играют в повседневной политике республики заметной роли. Но это только вроде бы. На самом деле их связь с тем, кто занимается в бундестаге бюджетной политикой, одним из важнейших направлений деятельности законодательного органа Германии – едва ли может быть более тесной. Мимо ревизоров не проходит ни одна бюджетная трата и её обоснованность проверяется самым тщательным образом. Разумеется, отменить парламентские решения они не могут. Но стоит им только заметить, что средства расходуются недостаточно рачительно, можете быть уверены: об этом узнают все, кому положено, в том числе и общественность.

Руководитель Федеральной счетной палаты Дитер Энгельс в будущем году завершает свою служебную карьеру, поэтому может высказываться, не оглядываясь на политические авторитеты. Если в минувшие несколько лет были бы полностью учтены наши рекомендации, то государству удалось бы сэкономить 25 миллиардов евро, заявляет он.

Согласитесь, если учесть, что сейчас министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле натужно ищет возможность выцарапать в бюджете 2014 года всего-то 4 миллиарда евро, а все министерства стоят насмерть, защищая свои интересы, то цифра, приведенная Д.Энгельсом, выглядит особенно весомо.

К тому же глава Счетной палаты уверен: масштабы многих субвенций и дотаций безбожно завышены. Но без серьезного политического нажима отказываться от них никто не будет. У самих государственных ревизоров никаких необходимых для этого рычагов нет. Мы можем только вырабатывать предложения, распространять информацию, говорит Д.Энгельс. А надлежащие выводы – дело политиков, на которых ревизоры повлиять не могут. Для решения многих проблем необходима поддержка парламентского большинства – таковы законы демократии.

Глава Федеральной счетной палаты гордится тем, что за все 17 лет его работы на посту вице-президента, а затем и президента никто не сможет назвать ни одного случая, когда ему пришлось бы поддаться давлению кого бы то ни было из политиков, включая их высший эшелон.

Однако он считает, что возглавляемая им организация могла бы больше заниматься лоббистской деятельностью. Нет, речь идет не о неких закулисных махинациях, с которыми часто ассоциируется лоббизм. Мы недостаточно активно и настойчиво высказываем свою позицию, ведем себя сдержанно, если хотите, как представители научных кругов, предлагающих свой анализ, а дальше полагающихся на то, что хорошая идея сама пробьет себе дорогу, сетует Д.Энгельс.

Межу прочим, в самокритичности Счетной палате нельзя отказать. До 2006 года в ней насчитывалось 1500 сотрудников, и как только эффективность их работы начала вызывать недовольство, было решено самим ревизовать собственную деятельность. Результат: 300 рабочих мест было сокращено, а производительность труда при этом только возросла. Многочисленные подразделения отнюдь не всегда действуют лучше малочисленных, делится опытом Д.Энгельс.

Андрей ГОРЮХИН

№2(74), 2013

№2(74), 2013