Главная > Дневник событий > Персона > Папа Римский, робкий и застенчивый

Папа Римский, робкий и застенчивый

image_pdfimage_print

В чем могут быть истинные причины ухода Бенедикта XVI

Гром среди ясного неба. Пробыв всего два 4-летних срока (которые обычно положены американским президентам) в качестве обладателя «кольца рыбака», 85-летний понтифик 28 февраля 2013 года добровольно сложил с себя полномочия. Что заставило Бенедикта XVI, в миру Йозефа Алоиса Ратцингера, пойти на столь неожиданный и неординарный шаг? Состояние здоровья, что было приведено в качестве официального мотива?..

В прощальной проповеди 265-й по счету папа Римский, оставаясь верным своим ригористским воззрениям на нравственность, упомянул череду скандальных происшествий, запятнавших репутацию церкви Святого Петра. Первосвященник убежден: «Даже тот, кто родился в христианской семье и был воспитан в вере, должен каждый день подтверждать свой выбор быть христианином». Словно полемизируя с невидимыми оппонентами, он повторил, что мы «живем в обществе, которое имеет христианские корни».

Наперекор мейнстримовским толкователям в прессе, появилось и неортодоксальное мнение, что решение понтифика уйти на покой было продиктовано не только, а, возможно, и не столько желанием сберечь пошатнувшееся здоровье, но самой настоятельной потребностью пожилого и облеченного властью человека избавиться наконец-то от шлейфа скандалов, чья пена регулярно омывала подножие Святого престола. И причем сделать это демонстративно, словно закрывая позорную страницу летописи.

При экскурсах в недавнее прошлое Ватикана обычно ссылаются на два некрасивых эпизода 2012 года. Во-первых, обнаружили утечку конфиденциальной информации из секретариата понтифика, в чем оказался замешан его личный слуга Паоло Габриеле. Не предназначенные для чужих глаз сведения просочились в книгу «Его Святейшество: тайные документы Бенедикта XVI» авторства Джанлуиджи Нуцци.

Во-вторых, по итогам проверки комитета Совета Европы по борьбе с отмыванием денег (Moneyval) на Ватиканский банк пала тень подозрения в недобросовестности. Насколько тень была густая, а значит, подозрения оправданными, судить сложно, потому нельзя исключать версию заговора – с целью отстранения от управления банком Этторе Готти Тедески, которого лично папа Римский поставил на это место в сентябре 2009 года.

Есть все основания предполагать, что перед Готти Тедески была поставлена сверхзадача вычистить авгиевы конюшни в Институте религиозных дел – таким эвфемизмом именуется Ватиканский банк, основанный еще в годы Второй мировой войны для управления финансовыми активами структур РКЦ.

Весной 2012 года, незадолго до своей отставки, банкир готовил обстоятельный доклад на основе своих прискорбных открытий. Выяснилось, что на секретных счетах хранились деньги политиков, девелоперов (строительных магнатов), посредников в сомнительных сделках и высоких государственных чиновников. Через подставных лиц держал здесь свои авуары Маттео Мессина Денаро, как пишет испанская «Паис», верховный главарь (или по-итальянски Capo di tutti capi) мафиозного синдиката «Коза Ностра».

По мере того, как Готти Тедески занимался разгребанием грязи, по свидетельству источников газеты «Паис», ему становилось страшно. Как человек неглупый, он стал готовить папку с компроматом и тщательно ее прятать – как страховку на случай, если его надумают убить. Символично, что когда позднее карабинеры явились к нему домой с обыском, Тедески, разглядев их на пороге, со вздохом облегчения сказал: «А, так вы полиция. А я уже было подумал, что пришли меня пристрелить».

Затем наступила развязка. Члены совета директоров Ватиканского банка в ходе, замечу, анонимного голосования вынесли главному управляющему вотум недоверия, приведя в качестве обоснования свою неудовлетворенность тем, как Этторе Готти Тедески исполнял «обязанности первостепенного значения». Что скрывается за этой формулировкой, неведомо. Это тем более странно, ведь Тедески, принимая бразды правления, пообещал ввести полную прозрачность и внедрить общепринятые международные стандарты, чтобы никто не вздумал использовать банк как прачечную для «грязных» денег. Не в этом ли истинная причина, что он оказался кому-то неугоден?

Опять же показательно, что Готти Тедески принял приговор об увольнении с поразительным смирением, как он выразился, «во имя любви к папе». Журналисты напрасно пытались получить хотя бы намек, чем вызвано его отстранение – вопреки безусловной поддержке со стороны Бенедикта XVI. «Я лучше промолчу, иначе скажу неприятные вещи». Этой линии придерживался Тедески. Лишь один раз он дал слабину, когда признался агентству Рейтер, что «поплатился за свою открытость». Не увенчались успехом и попытки прессы докопаться до секретного отчета, подготовленного Тедески для Святого престола. Из Ватикана, по утверждению источников «Паис», пришло указание: отстаньте.

Для прессы оставалось только проводить параллели и искать косвенные намеки на обстоятельства, приведшие к громкой отставке Тедески. Припомнили, кто бы сомневался, давнюю историю с арестом 20 мая 1981 года Роберто Кальви, директора «Банко Амброзиано», по обвинению в незаконных финансовых операциях. Кальви – фигура крупная: главный банкир итальянской масонской ложи П-2 (Propaganda Due, P2), считавшейся «государством в государстве» по мощи закулисного влияния. В тот год патент П-2 был аннулирован, когда вскрылись порочащие вольных каменщиков связи с мафией и ЦРУ, причастность к террористическим актам.

Вскоре Кальви отпустили в ожидании вердикта апелляционного суда, и он сбежал в Британию. Затем его тело нашли свисающим с лондонского моста «Черные братья» (это также название местной масонской ложи), наполовину в воде, с карманами, набитыми кирпичами. То ли Кальви проговорился, то ли кто-то хотел обезопасить себя от возможных разоблачений.

Тедески – не Кальви, а совсем даже напротив, утверждает автор газеты «Паис». Его миссия состояла в том, чтобы пролить свет на темные дела, что творились под крышей Ватиканского банка и тем самым провести своего рода обряд очищения. После трех лет копания не в самом чисто банковском неглиже Тедески понял, что «эта работа весьма опасна».

Складывается впечатление, что Бенедикт XVI хотел как лучше, а получилось как всегда. Его ставленника выпроводили вон. Вместо вытаскивания на свет божий скелетов из шкафа их запрятали еще глубже.

Нечего удивляться, утверждает Пабло Ордас, корреспондент «Паис» в Риме, поскольку Ватикан – «это центр власти настолько устаревший (см. «Ватикан отстал от жизни на 200 лет», №9(69), 2012), настолько защищенный от миллионов истинных католиков высочайшими стенами высокомерия, что на протяжении десятилетий оставался неспособным услышать, например, обвинения в гомосексуальных наклонностях (священников), стенания жертв, но зато постыдно защищал в том виновных».

Есть ли в этом вина лично Бенедикта XVI? Возможно. Но нельзя не принять в зачет мнение дипломата, аккредитованного при Святом престоле, который без тени сомнения говорит, что уход наместника бога на земле вызван тем, что на этой грешной земле он стал «жертвой борьбы за власть в Ватикане». Многие ставят ему в вину не отсутствие праведности, а силы воли. Автор «Паис» характеризует его как человека «робкого и застенчивого, неспособного на прямую конфронтацию, но хорошо знакомого с ватиканскими интригами». Из констатации следует вывод, что Бенедикт XVI «вовсе не капитулировал». Его уход – «это единственный шанс громко крикнуть для человека, который никогда не повышал голоса».

Нельзя не признать, что эта дерзкая, но почему-то убедительная версия истинных мотивов ухода римского первосвященника имеет право быть.

Владимир МИХЕЕВ

№2(74), 2013

№2(74), 2013