Главная > Открываем старый свет > Как в старые, но недобрые времена…

Как в старые, но недобрые времена…

image_pdfimage_print

Во все времена и во всех странах не было недостатка в произведениях, в розовом свете показывающих былые годы. И в Австрии хватает восторженных опусов, воспевающих чудные дни, когда в Шёнбрунне сидел старый добряк кайзер, мужчины были романтичны и рыцарственны, а женщины – повсеместно окружены вниманием и поклонением. Искать эти буколические прелести в новой работе Йоханнеса Шёллера – напрасное занятие. Называется его новая книга «Торговля белым товаром» (Traite des Blanches. Mädchenhandel) и о чем в ней идет речь нетрудно догадаться из названия. Но вот то, что столица Дунайской монархии на рубеже ХIХ и ХХ веков была одним из мировых центров торговли белыми женщинами, а соответственно – и крупным центром организованной преступности, может удивить многих. Оно и понятно, чем уж тут хвастаться...

Вот лишь некоторые цифры. С 1906 по 1909 год из агломераций Вены, Будапешта и Лемберга (Львова) бесследно исчезли 1200 молодых женщин и девушек. Позже некоторые из них нашлись – в борделях Константинополя, Алжира и Буэнос-Айреса… Торговцами живым товаром, сумевшими поставить этот бесчеловечный бизнес на широкую ногу и вывести его на мировой уровень, были в большинстве своем уроженцы еврейских местечек Буковины и Галиции. Нет-нет, это не злобный наговор, источник информации у автора вполне солидный – архивы федеральной Дирекции полиции, в которых он скрупулезно собирал материал для книги.

Циничные гешефтмахеры к началу ХХ века сумели создать подлинно международный концерн, имевший свои отделения в Центральной Европе, Османской империи, Северной Африке, Южной Америке. Есть предположения, что своих руководителей филиалов они имели чуть ли не во всех крупных городах тогдашнего цивилизованного мира. Уж очень прибыльным был этот бесчеловечный бизнес.

Торговля женщинами стала одной из первых отраслей преступного промысла, для борьбы с которой полицейские организации разных стран стали налаживать международное сотрудничество.*1 Поэтому сказать, что Интерпол начинался с борьбы с торговлей женщинами, попавшими в сети поставщиков «живого товара», не будет преувеличением. И то, что правоохранители Двуединой монархии играли в этой борьбе далеко не последнюю роль, легко доказать. Буквально несколько лет спустя после Первой мировой войны полицайпрезидент, а позднее и федеральный канцлер Австрии Йоханнес Шобер, стал президентом Интерпола. В борьбе с работорговцами ХХ века отрабатывались современные методы идентификации личности, вроде дактилоскопии, и австрийская полиция сыграла и в этом весьма заметную роль.

Беда в том, что в борьбе, которую стражи закона вели с торговцами женщинами, нельзя было одержать окончательную победу, хотя в заметных успехах недостатка не было. Однако преступники умело мимикрировали, преобразуя свои рабовладельческие сети в подставные фирмы, «танцевальные школы», «развлекательные центры» и «клубы молодежного досуга», зачастую подававшие себя как чисто филантропические организации. И борьба с ними продолжается по сей день.

Марина СМИРНОВА

*1 Первые международные соглашения, препятствующие торговле женщинами, появились во второй половине 1880-х годов. Это были двусторонние договоры. В 1866 году такое соглашение было заключено между Бельгией и Нидерландами, в 1988 – между Бельгией и Австро-Венгрией, в 1899 году – между Нидерландами и Германией, в 1890-м – между Германией и Бельгией. Была достигнута договоренность о том, что проститутки, имеющие гражданство одной из этих стран, будучи задержанными «при исполнении профессиональных обязанностей» в другой стране, должны быть опрошены, дабы установить, что именно их побудило к отъезду с родины. Женщины, которых против их воли заставили заниматься проституцией, или несовершеннолетние девушки, даже если они вступили на путь торговли собой добровольно, подлежали депортации на родину. Справедливости ради надо признать, что большого воздействия на ситуацию эти договоры не возымели.
На международном конгрессе борцов с торговлей женщинами в 1899 году в Лондоне правительствам европейских стран было выдвинуто требование начать официальное сотрудничество в деле борьбы с этой формой преступности. Три года спустя министр иностранных дел Франции Теофиль Делькассе пригласил заинтересованные правительства принять участие в конференции в Париже. Во встрече, продолжавшейся десять дней, принимали участие делегации 15 европейских стран и Бразилии. Были выработаны три рекомендации по изменению законодательной базы и государственной управленческой практики. К правительствам было выдвинуто предложение изменить национальные уголовные кодексы с целью устранения в них противоречий, препятствующих борьбе с торговлей женщинами.
На этой основе 18 мая 1904 года в Париже был подписан Договор об обеспечении действенной борьбы с торговлей девушками. (В те годы в германоязычных странах была в ходу именно эта несколько двусмысленная формулировка. По-английски документ именовался куда определеннее – «Международное соглашение о подавлении торговли белыми рабынями» – Прим. ред.). Соглашение подписали Бельгия, Дания, Германия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Швеция, Испания, Швейцария и Россия. Несколько позже к нему присоединились США и Бразилия.
В соответствии с этим договором полицейские ведомства стран-участниц должны были собирать информацию о торговле женщинами, отслеживать её проявления и бороться с ними. Предлагалось усилить контроль в наиболее важных с этой точки зрения местах – вокзалах, портах, пограничных пунктах и транспортных узлах. Все соглашения, достигнутые в упомянутых двусторонних договорах, были инкорпорированы в новый документ. Руководящим полицейским инстанциям было предложено наладить постоянное и эффективное взаимодействие, причем напрямую, а не по дипломатическим каналам, как это было принято прежде.
Однако обязательство ввести уголовное наказание за торговлю «живым товаром» было включено в эту конвенцию только шестью годами позже. Все это время у национальных бюрократий, политиков и общественных организаций ушло на то, чтобы доработать это соглашение.
Наконец, 4 мая 1910 года, опять-таки в Париже, был подписан новый договор, обязывавший страны-участницы ввести уголовное наказание за это преступление.

№2(74), 2013

№2(74), 2013