Главная > Тенденции & прогнозы > УГОЛОК НАУКИ > Минус на шкале Кельвина

Минус на шкале Кельвина

image_pdfimage_print

Позвольте, возмутится тот, кто на школьных уроках физики не ковырял ручкой в ухе, а слушал учителя. Никакого минуса на температурной шкале Кельвина быть не может, ибо на ней недостижим даже абсолютный нуль – минус 273,15 градуса (по привычному нам Цельсию). Так вот, уважаемые отличники минувших дней, ваши сведения безнадежно устарели. И виноваты в этом физики из Мюнхенского университета и Института квантовой оптики имени Макса Планка, находящегося в Гархинге. Именно им удалось провести эксперимент по созданию атомарного газа, температуру которого можно понизить до отрицательных значений по шкале Кельвина. Прощай, абсолютный нуль!

Собственно, от представлений лорда Кельвина о том, что при этом самом нуле молекулы даже самого легкого из веществ – водорода – вообще перестают двигаться и потому преодолеть такой предел невозможно, физики начали отходить еще в 50-х годах прошлого века.

А нынешние экспериментаторы охладили примерно 100 тысяч атомов до температуры, которая на несколько нанокельвинов (нанокельвин – одна миллиардная часть кельвина. – Прим. ред.) ниже абсолютного нуля.

При этом они столкнулись с парадоксом, который можно назвать «перевернутым» распределением Больцмана – вещество, достигающее температуры ниже абсолютного нуля, становится горячим, во всяком случае, теоретически. Оставим специалистам рассуждения о том, что в этом случае произойдет с энтропией и третьим началом термодинамики. Но на практике – разумеется, в довольно-таки неблизком будущем – это может привести к созданию необычайно эффективных тепловых машин. Их коэффициент полезного действия мог бы быть выше 100%, говорит Симон Браун из Мюнхенского университета. Хочется ему верить, хотя лично моя логика и бунтует против таких сказочных возможностей.

Сергей ПЛЯСУНОВ

№2(74), 2013

№2(74), 2013