Главная > Открываем старый свет > Что вам в названии моем?

Что вам в названии моем?

image_pdfimage_print

Этот вопрос могла бы задать венская улица с июля 2012 года носящая название Университетсринг – часть знаменитой Рингштрассе, на которой находится тьма столичных достопримечательностей – от Венского университета и Бургтеатра, до дворца Эфрусси и бывшего здания штаб-квартиры ОПЕК.

С 1934 года и до последнего переименования этот отрезок звался Карл-Люгер-ринг, и спор о том, чтобы убрать с венского городского плана это название, шел несколько лет. Вообще названий эта улица сменила немало. Достаточно сказать, что до 1919 года она была Франценрингом, по имени первого австрийского императора Франца I. Ну, с императором разделались после падения империи, куда же без этого. Освобожденный от вековых оков народ, а, точнее, его тогдашние социал-демократические вожди присвоили улице зело неуклюжее название Ринг имени 12 ноября, разумеется, в честь дня провозглашения республики: все революционеры одинаковы в стремлении прописаться на скрижалях истории, да поскорее, чуть не с первого дня своего воцарения.

А Люгер-то чем провинился? Жил он довольно давно, с 1844 по 1910 год. Столичной метрополии был не чужой – как-никак занимал пост бургомистра, причем, в годы его правления (с 1897-го до смерти) в Вене был реализован ряд масштабных общегородских проектов. До ухода в политику занимался адвокатской деятельностью и имел репутацию «защитника маленьких людей».

Эту же линию он продолжал и в политике, но тут у него проявился один изъян – с точки зрения противников увековечения его памяти. Карл Люгер считал, что возможность улучшения положения ремесленников и мелких торговцев, то есть тогдашних низших слоев среднего класса, появится только после того, как будут приняты законы, ограничивающие права евреев. Обладал умением хлестко выразить свою позицию. Достаточно сказать, что фразу «Я сам определяю, кто здесь еврей!», авторство которой сейчас часто приписывают Герману Герингу, первым бросил именно Карл Люгер. Словом, к Люгеру прочно приклеен ярлык одного из основателей политического антисемитизма. Еще бы, когда сам Адольф Гитлер, вместе с тысячами других венцев шедший за гробом Карла Люгера, считал его для себя одним из образцов, «мощнейшим немецким бургомистром». Решение вопроса о переименовании было предопределено, к мнению противников решили не прислушиваться, хотя споры шли долго.

Но в одну из январских суббот таблички с названием Университетсринг вдруг оказались залеплены весьма профессионально выполненными наклейками с прежним именем – Доктор-Карл-Люгер-ринг. Остается только гадать, что же это было. Акционизм – хлеб приверженцев современного искусства? Злобная выходка антисемитов? Ответа пока нет. Но городские власти решительно высказались по этому поводу: название Карл-Люгер-ринг навсегда ушло в историю. В отличие от столичной площади Карла Люгера, на которой установлен его памятник.

№1(73), 2013

№1(73), 2013