Главная > Финансы & банки > Энергетика > И как прикажете все это понимать?

И как прикажете все это понимать?

image_pdfimage_print

Реформа германской энергетики, предпринятая во второй половине легислатурного периода нынешней правящей коалиции, все больше напоминает театр абсурда, если использовать политкорректные термины.

Сюрпризы начались примерно полтора года назад, когда глава правительства Ангела Меркель буквально за одну ночь превратилась из сторонницы использования атомной электроэнергии в её непримиримую противницу. Разумеется, этому внезапному преображению способствовала трагедия на японской АЭС в Фукусиме, способная впечатлить даже самого жестокосердого человека. Но все же масштабные землетрясения, цунами и тайфуны в Германии, вежливо говоря, изрядная редкость, и из-за этого пускать под нож целую отрасль энергетики – весьма своеобразное решение. Ну да что уж теперь рассуждать: решено, что к 2022 году последняя АЭС будет остановлена – и точка!

Ясно, что маневр силами и средствами предстоит сложнейший, и непредвзятому наблюдателю хотелось бы понять, как же он будет осуществляться. Казалось бы, если кто и должен знать направление приложения главных усилий и порядок действий, так это берлинское правительство? Теоретически – да, а практически на это пока как-то не похоже. Достаточно сказать, что оно пока даже не определило главного ответственного за выполнение столь масштабной программы – ни человека, ни организацию. Вы хотите сказать, что ФРГ – не Китай, где ЦК КПК принимает решения и руководит их воплощением в жизнь? Это все так. Но давайте посмотрим, к чему приводит отсутствие необходимой координации в германском случае.

Похоже, что в правительстве обязанности, связанные с перестройкой всей германской энергетики, выполняют пять человек – каждый в пределах своей компетенции. Кто они и какую роль играют в решении этой задачи? Министр экономики и технологий Филипп Рёслер, он же и вице-канцлер, то бишь по должности – старший среди всей пятерки. Но непосредственно на него возложена ответственность только за традиционную энергетику и развитие электрических сетей. Министр транспорта, строительства и жилищного хозяйства Петер Рамзауэр отвечает за планирование размещения производительных сил. Ведомство министра сельского хозяйства Ильзе Айгнер курирует единственное направление – производство биогаза, а министр образования и научных исследований Аннетте Шаван – развитие новых технологий. Ну, а министр по охране окружающей среды Петер Альтмайер – энергетику, основанную на использовании возобновляемых источников.

Между прочим, именно Альтмайера соотечественники в большинстве случаев считают мозговым центром всей перестройки германской энергетики. Однако есть подозрения, что это далеко не так. Просто ему приходится принимать на себя основной удар критики за откровенно провальный закон о возобновляемых источниках энергии и вести активную пиаровскую кампанию относительно его грядущего пересмотра.

В этом господин министр настолько искусен, что, порой, поднимается до самых вершин политической патетики. К примеру, он заявил не так давно, что у поколения Аденауэра было экономическое чудо, у поколения Коля – воссоединение Германии, а свершением его, Альтмайера, поколения станет перестройка энергетики. И далее: «Я связал свою политическую судьбу с тем, чтобы поставить эту перестройку на правильный путь».

Видимо, он все же предварительно пообщался с некоей прорицательницей, предсказавшей, что партия герра Альтмайера – Христианско-демократический союз – выиграет следующие парламентские выборы, а он сохранит свой пост и не отправится в оппозицию, чтобы предаться любимому занятию политиков, временно отошедших от власти – рассуждениям о том, как плохо их преемники делают то, что не получилось у проигравших.

Шаван, Айгнер и Рамзауэр демонстрируют явное нежелание ступать на минное поле энергетической реформы. А еще два члена «великолепной пятерки» – Альтмайер и Рёслер – которым надлежало тянуть в одной упряжке, на деле разъезжаются в разные стороны. Если Рёслер считает, как, собственно, и положено либералу, что «государство должно держаться подальше от этой реформы», то Альтмайер высказывает крамольные мысли о том, что «рынок не решит всех проблем». Прямо коммунист какой-то, ей-богу!

Рёслер упорно гнет своё: «меньше планового хозяйства», «срезать дотации компаниям, производящим солнечные батареи и ветроэнергетические установки». А Альтмайер упирается: без политического руководства и разумного дотирования не будет перестройки энергетики.

Если в чем оба политика и согласны, так это в том, что электроэнергия подорожает слишком заметно. К сожалению, дорогие сограждане, к сожалению… Ну да, где уж им с этим не согласиться, если сама фрау канцлерин, скрепя сердце, была вынуждена признать сей печальный факт. Но вот о том, что стало причиной такого незапланированного роста цен, господа министры опять придерживаются различных точек зрения. Рёслер считает, что всему виной субвенции, распределяемые по принципу «всем сестрам по серьгам». А Альтмайер напирает на то, что и электроэнергетические концерны тоже не без греха. Видите, как изящно опытные чиновники переваливают вину друг на друга, утверждая, что все беды происходят в зоне ответственности противника, то есть, извините, партнера по правящей коалиции. И самое занятное, что они оба, как мы увидим ниже, совершенно правы!

Думаете, это все, что можно рассказать на тему о том, как лебедь, рак и щука преобразовывали германскую энергетику? В ФРГ есть еще 16 земель, каждая со своим правительством и своим видением того, как должна проходить перестройка энергетического хозяйства на вверенной ему территории. А 17 (16+1) подходов к одной энергетической реформе – не слишком? Право же, недаром кое-кто из германских журналистов уже язвит, что стратегию реформ скоро будут разрабатывать на коммунальном уровне. А что прикажете делать, если из ведомства федерального канцлера пока слышится только многозначительное молчание, но никаких ценных указаний так и не воспоследовало? Вот земельные правительства и резвятся, как могут.

В земле Шлезвиг-Гольштейн местные власти уже готовы разместить по морским берегам столько ветровых генераторов, что электричества будет производиться втрое больше, чем нужно этой федеральной земле. Избыток можно было бы перегнать на юг – баварцам, швабам, баденцам и вюртембержцам. Ведь там, где особенно быстро вращается промышленный мотор Германии, вот-вот начнут останавливать атомные электростанции.

Можно-то можно, да пока нельзя: нет необходимых высоковольтных линий электропередачи. Что делать? Строить их? А надо ли, когда премьер-министр Баварии Зеехофер заявляет, что его земля сможет сама обеспечить себя электроэнергией. А власти Баден-Вюртемберга вторят ему, обещая обойтись собственными силами. Вот и попробуй, пойми их.

Если вся эта кутерьма что то и демонстрирует, так это только то, что деньги на перестройку энергетики пока по-прежнему тратятся, как бог на душу положит. Миллиарды евро расходуются на субвенционирование гелиоэнергетики. В германских условиях такое электричество обходится весьма дорого, а вклад «детей солнца» в стабильное энергообеспечение слишком мал. По балтийскому и североморскому побережью ФРГ возникают все новые и новые «электромельницы», а производимую ими электроэнергию буквально некуда девать, поскольку не всегда есть линии электропередач, по которым её можно было бы доставить в нужное место. А ведь сегодня общая сумма субвенций в «зеленую энергетику» уже перевалила за 200 миллиардов евро, если учесть все обязательства, принятые на будущий год.

Но главная беда не в том, что уж очень велика сумма. Хуже всего для нынешнего правительства то, что у сограждан создается впечатление, будто вся реформа затеяна для того, чтобы несколько компаний, действующих на ниве «зеленой» энергетики, могли вволю попользоваться щедрыми дотациями. Для политиков такие настроения представляют огромную опасность, особенно в канун выборов. Реформы и так дело дорогостоящее и сложное, но они становятся вдвойне сложнее, если население не видит в них особого смысла. Одних природолюбивых речей может оказаться мало, когда люди будут упорно задавать один и тот же вопрос: куда идут деньги, которые с налогоплательщиков берут за постоянно дорожающее электричество?

А с ценой получается вот что. Государственная помощь сделала «зеленую» электроэнергию настолько дешевой, что конкурировать с ней никто не может. И это давит на цену на энергетических биржах в Лейпциге и Париже, причем безразлично – произведена ли энергия на атомной станции, на угольной или на ветроэнергетической установке. Но граждане ФРГ никакой выгоды от этого не получают. Почему?

А потому, что нынешний германский закон гарантирует изготовителям «солнечного» и «ветрового» электричества твердую цену на протяжении 20 (!) лет. Таким образом, чем дешевле электроэнергия на бирже, тем больше вынуждено доплачивать доброе государство. Если это не абсурдно, то я уж и не знаю, что тогда абсурдно… Как выбраться из этой ловушки? Увы, гораздо сложнее, чем попасть в неё.

Отменить субвенции? С кондачка это сделать невозможно, как невозможно просто вытащить из работающего механизма отдельную деталь, даже если она и кажется лишней. Сейчас ведомство господина Альтмайера, как он уверяет, разбирается с тем, какие изменения необходимо внести в Закон о возобновляемых источниках энергии. Более конкретно министр будет готов выступать на эту тему не раньше марта следующего года.

Вы, случайно, не подумали, что главные злоумышленники обнаружены, и достаточно умерить аппетиты «зеленых» энергетиков, как настанет благорастворение воздухов, мир и во человецех благоволение? Не спешите с выводами, ибо мы узнали лишь часть правды.

Цена на электроэнергию складывается из нескольких частей. И надбавка на «экоэлектричество» составляет там всего лишь 14%. Зато в государственную кассу утекает в три с лишним раза больше – 50%. Туда входят платежи государству, отчисления и налог на добавленную стоимость. И чем больше надбавка за «экоэлектричество», тем больше зарабатывает и государство.

Треть цены получают компании, поставляющие электроэнергию. В наступающем году они тоже хотят заработать больше. В среднем – на 12%, но кое-кто требует и 19%. Мотивировка соответствует требованиям момента: дескать, возросли отчисления на «экоэлектричество». Организации, занимающиеся защитой прав потребителей, считают эти запросы завышенными. Во всяком случае, Союз потребителей энергии рассчитал, что для оплаты даже возросших отчислений довольно было бы и 6%. Даже Петер Альтмайер и тот назвал желания поставщиков чрезмерными.

Но свою копеечку, извините свой евроцентик, имеет и целый ряд компаний. Когда химические или сталелитейные предприятия, потребляющие много электроэнергии и имеющие иностранных конкурентов, предлагающих более дешевую продукцию, не платят экоотчисления, это представляется логичным. Но абсолютно нелогично то, что компаний, освобожденных от экологического оброка, становится все больше и больше.

В этом году вольноотпущенников насчитывалось 800, в 2013 году их будет уже 2 тысячи. Петер Альтмайер уже грозился разобраться с тем, на каких основаниях были предоставлены эти послабления. Филипп Рёслер уверяет, что все в норме и действует простое правило: потребляешь больше определенного количества энергии – получаешь освобождение. Но ведь цифры на счетчиках можно накрутить разными способами, и такой подход отнюдь не побуждает компании экономить электроэнергию. Да к тому же оставляет возможность для обвинения либералов, партии, во главе которой стоит Рёслер, в том, что они охотно забывают о своем любимом требовании – компания должна работать рентабельно – едва только речь заходит об их «клиентах», то бишь фирмах, с которыми их связывают неформальные отношения. Ну, в общем, вы поняли?

Причем аттракцион неслыханной щедрости раздражает не только политических противников Свободной демократической партии, в этом не было бы ничего неожиданного. Но такое не по нраву и многим представителям деловых кругов, хотя они и не станут говорить об этом «под диктофон». Один из них, представляющий концерн, который «использует много электроэнергии, но, тем не менее, платит отчисления», а потому его нельзя подозревать в корыстном умысле, признал, что суммы выплат «сравнительно скромны». На самом деле речь идет о привилегиях, влиянии и прочих вещах, которые порой оказываются важнее денег. «Рост цен сильно управляется политиками, прежде всего представителями СвДП, которые находятся в очень близких отношениях с энергетическими гигантами», – рассказал он. В этом, по его мнению, суть дела, а все прочее – прикрытие, дымовая завеса, которую искусно поставили лоббисты.

Неужели этого никто не заметил? Ну, в общем, в глаза это сразу не бросается, работа была проведена вполне искусно, с хорошим пиар-обеспечением. К тому же концерны очень точно выбрали время: на фоне приближающихся выборов ни оппозиция, ни охранители родной природы, ни защитники прав потребителей не упустят возможности превратить вроде бы чисто технологическую реформу в сугубо социальный вопрос. Но ведь и они не то чтобы совсем неправы, не так ли? Цены и затраты вещь, бесспорно, важная, но разве мало зависит от того, примут ли люди начатые реформы как разумные меры или будут их всеми силами саботировать? Как?

Да ведь ветрогенераторы ставят не в безвоздушном пространстве, а зачастую в непосредственной близости от населенных пунктов. И линии электропередач придется тянуть по лесам и полям, родным для многих жителей. Чем это обернется для них? Если только неудобствами, неизбежно связанными с любым большим строительством, да непоправимо изуродованными ландшафтами, то они будут противостоять этому всеми силами. А если и общинам, чьими землями воспользуются строители, тоже что-то достанется? Если крупные концерны будут платить хоть часть налогов там, где они непосредственно зарабатывают деньги, а не по месту расположения своей штаб-квартиры? На то, чтобы завоевать доверие людей и получить поддержку своим планам, у правительства осталось очень немного времени.

Дело в том, что в ближайшее время оно намерено принять план строительства ЛЭП. Предполагается, что в нем будет поставлена задача проложить 2800 километров новых высоковольтных линий, отремонтировать и обновить примерно столько же километров уже существующих. Заметьте, что эти планы скромнее первоначальных намерений, но пока нет никакой гарантии, что и они воплотятся в жизнь. Почему? А потому, что сейчас я вам продемонстрирую, как эта самая жизнь вносит свои коррективы в первоначальные прикидки.

В 2009 году правительство большой коалиции (Христианско-демократический союз и Социал-демократическая партия Германии), стоявшее тогда у власти, приняло решение построить 1900 километров высоковольтных линий электропередач. Угадайте, сколько из них готово к настоящему моменту? Ладно, не буду вас мучить, все равно не догадаетесь. Отвечаю: 250 километров. Процент выполнения плана можете подсчитать сами.

Причины неуспеха просты, как мычание. Где-то воспротивились местные политики, где-то затея споткнулась о неповоротливость государственных инстанций, а где-то взбунтовались местные жители. Если хотите конкретный пример, то достаточно взглянуть на то, что сейчас происходит в Тюрингии, где должен пройти один из важнейших, как их порой называют, «электроавтобанов», а именно Вильстер – Графенрайнфельд. Конечная его точка (Графенрайнфельд) расположена в баварской Франконии, где в 2014 году начнут выводить из-под нагрузки АЭС мощностью 1345 мегаватт. А начальная – в Вильстере, что в окрестностях Вольного ганзейского города Любека, уже развернулось строительство «виндпарка» – крупного центра ветроэнергетических установок. Удастся ли связать эти две точки к нужному времени? Сейчас никто сказать не сможет.

В Тюрингии, по которой проходит маршрут этой высоковольтной ЛЭП, получившей название «Тюрингский электромост», жители Визельбаха во главе с бургомистром полны решимости воспрепятствовать реализации этих планов. Таким образом, участок от Лаухштэдта (Саксония-Анхальт) до Редвица (Бавария) повисает в воздухе. А между прочим, затраты на этот проект превышают четверть миллиарда евро!

Поскольку дурные, с точки зрения властей, примеры заразительны, то и жители соседнего Гессена тоже внимательно следят за развитием событий: по тамошнему району Верра – Майснер тоже могут пройти целых две высоковольтные трассы. Можно сказать, что нынешняя правящая коалиция поступает очень смело, позволяя вкладывать средства в строительство «виндпарков», когда нет твердой уверенности в возможности доставки этой энергии в южные земли Германии. А ведь «электромельницам» через несколько лет предстоит выдавать одну шестую всей электроэнергии, которая будет к тому времени производиться в ФРГ.

Представляете, какой получится конфуз, если ветрогенераторы будут расставлены посреди морских волн, а потом придется долго, может быть, не один год ждать, пока их подключат к общенациональной сети? Почему? Да потому, что пока только один концерн «Теннет» занимается прокладкой кабелей по морскому дну, и тот иностранный, нидерландский. Но это бы еще полбеды, если бы работал он оперативно. Пока он слишком вальяжно осваивает выделенные ему миллиарды. А хозяева не подключенных ветрогенераторов стонут от бессилия, теряя по полмиллиона евро в день. Чей это бизнес? Да вы уже, наверное, сами догадались – РВЕ, Е.Он, «Сименс». Только у гигантов есть деньги, достаточные для столь масштабных вложений и способность переносить длительные убытки.

Когда Петер Альтмайер летом облетал стройки на вертолете, он заявил, что ему надоели бесконечные отсрочки и, если работа не пойдет должным образом, германскому государству придется вмешаться. Что именно это означает – долго догадываться не нужно. Вмешиваться-то будет государство, а раскошеливаться придется потребителям электроэнергии, скорее всего, через механизм все тех же субвенций. А Филипп Рёслер потом будет непримиримо клеймить страшную болезнь «субвенционит», которой, якобы, поражена германская экономика. Правда, это не помешало ему уже договориться с Альтмайером о том, чтобы концерны, которым дешевое «экоэлектричество» портит весь гешефт, получили компенсацию.

Несколько слов о том, как именно «зеленая» энергия мешает зарабатывать гигантам. Раньше в дневное время они получали хороший навар, цены в период пикового спроса были особенно высоки. Теперь именно в это время электричество стало беспрецедентно дешевым: гелиоэнергетические установки трудятся изо всех сил, да еще и ветряки порой помогают. Причем закон обязывает пропускать их продукцию в сеть без очереди. Вот и выходит, что на бирже электроэнергия становится все дешевле. Говорят, дело доходит до того, что гидроаккумулирующие электростанции (ГАЭС) в Австрии и Швейцарии получают деньги за то, что запасают излишки германской электроэнергии.

Между прочим, при всей кажущейся абсурдности, эта ситуация высвечивает весьма реальную потребность в создании возможностей аккумулирования избыточной электроэнергии в период пикового производства. Пока этого не будет, придется постоянно держать наготове огромные резервные мощности, способные заместить то, что в конкретный момент по метеоусловиям не смогут дать гелиоустановки или «электромельницы». Но дело-то в том, что ГАЭС тоже зарабатывали деньги белым днем, в период максимального спроса, а ночью, во время провала потребления, за счет дешевого электричества поднимали воду в верхний бьеф. И для них дешевое «экоэлектричество» – это тоже удар под дых.

В общем, позиция правительства очень уязвима, поскольку никаких приемлемых решений ему предложить не удается. И ответить энергетическим концернам оно, по сути дела, смогло только одно: так и быть, дадим вам денег. А возьмем их у кого? Да у налогоплательщиков, у кого же еще!

Но энергетики будут все же получать деньги за то, что они делают. А еще, оказывается, можно зарабатывать на том, что ничего не делаешь. В прессе появлялись примечательные упоминания: некоторые германские концерны ведут с правительством переговоры: сколько они смогут получить за то, что в период пикового спроса на электроэнергию будут прекращать работу. Здорово? Вот это и в самом деле можно назвать тяжелой формой «субвенционита».

Вместе с тем, правительство тоже можно понять: в феврале прошлого года германским энергетикам не без труда удалось проскочить над планкой, ниже которой уже было только одно – блэкаут, полное отключение энергоснабжения обширных территорий страны. Правда, руководитель Федерального сетевого агентства Йохен Хоманн настаивает, что, несмотря на постоянно растущее число сбоев и локальных отключений, ситуация под контролем и тотальных последствий возможно избежать. Представители инженерных и научных кругов оспаривают эту точку зрения как чрезмерно оптимистическую.

Но и этим перечень парадоксов германского варианта энергетических реформ не завершается. Ведь известно, что оптимизировать энергоснабжение можно не только совершенствуя производство, но и отлаживая потребление. Можно ввалить гигантские средства в «зеленую» энергетику, стремясь сберечь природу, но все сэкономленное потом успешно просвистит наружу через неплотные окна или неутепленные стены. В Германии 18 миллионов жилых домов и более 13 миллионов из них построены раньше 1979 года. Тогда еще не существовало предписаний, обязывавших обеспечивать их теплозащиту на современном уровне. Так вот, если все эти строения надлежащим образом утеплить, как снаружи, так и внутри, то на их отопление будет расходоваться всего треть той энергии, которая уходит ныне.

Прошлым летом правительство решило изменить предписания и отнести расходы на усовершенствование домов и квартир к категории социальных, то есть вычитаемых их суммы, облагаемой налогом. Хорошая идея? Наверное, но только не для земельных властей, лишающихся в этом случае ощутимой доли налоговых поступлений. Вот поэтому новый закон застрял в бундесрате, да как прочно! Еще одна наглядная демонстрация того, сколько подходов к одной реформе существует сегодня в Германии.

И вот на этом организационном фоне, который можно вежливо назвать «некоторой несогласованностью», а можно откровенно, как это однажды сделал президент Федерального союза германской индустрии Ханс-Петер Кайтель, «работой холодного сапожника», начинают твориться вещи, которые раньше и представить себе было невозможно.

На лейпцигском заводе БМВ, производящем электромобили, концерн строит собственную ветроэнергетическую установку. Задача состоит в том, чтобы как минимум аккумуляторы новых машин можно было заряжать «самогонным» электричеством. Исключение? А что тогда такое бремерхафенская компания «Дойче зее», один из крупнейших в стране торговцев рыбой? Она тоже покрыла крыши своих цехов солнечными батареями, чтобы сэкономить на покупке электричества, в котором нуждаются её прожорливые холодильные установки. И можно не сомневаться, что при будущих ценах на электроэнергию для промышленности – одних из самых высоких в Европе*1 – компаний, желающих сэкономить, будет становиться все больше.

Да, счастливое будущее без атомной энергетики обойдется Германии во многие десятки миллиардов евро. Причем, до сих пор, как мы видели, гигантские суммы уходили на развитие технологий, которые стоят очень дорого, а вклад в энергетический баланс страны вносят уж очень скромный. Такое может себе позволить только богатая, даже очень богатая страна. Да, собственно, в Германии несубвенционируемой энергетики никогда и не было. Деньги из казны получали и угольщики, и атомщики. Просто это делалось через налоги и люди напрямую этого не замечали. Теперь получают «экоэлектрики», но уже через отчисления, которые у всех на виду, а потому порождают массу вопросов. Но в таких условиях очень возрастает роль волевого политического лидера, который умеет примирить интересы всех сторон, не доводя дело до всплесков серьезного недовольства населения и не вызывая приступов непоправимой неприязни у деловых людей.

Очень непростым для германских политиков будет 2013-й год, когда предстоят выборы в двух важных землях – Баварии и Нижней Саксонии – а осенью – еще и в бундестаг. И увязать все это с успешным руководством «энергивенде» будет непросто.

Андрей ГОРЮХИН

*1 Консалтинговая компания «Маккинси» изучает вопрос, как идет энергетическая реформа в ФРГ, и результаты представляет в отчете, который обновляется каждый квартал. О чем идет речь в финальном анализе свершений 2012 года?
Эксперты рассмотрели 15 индикаторов, представляющих цели, которые ставило перед собой правительство ФРГ, начиная перестройку энергетики. Пока итоги этой деятельности откровенно неутешительные. Если дело и дальше пойдет так же как сейчас, то пяти поставленных целей достичь можно. Еще по двум ситуация уже сложилась критическая, но не все потеряно. Возможность достижения еще 8 целей экспертами оценивается как совершенно нереалистичная. Вот оно как…
Согласно методике, принятой в этом исследовании, реалистичным решение задачи считается, если оно уже завершено на величину от 90-100%. При показателе, лежащем в интервале от 70-90%, такая возможность оценивается как находящаяся под угрозой, но реальная – при внесении в политику необходимых корректив.
К позитивным итогам реформ аналитики Томас Валленкамп и Матиас Голь относят один-единственный результат – развитие «экоэнергетики», в особенности гелиоэнергетики. Например, по последнему из упомянутых показателей план перевыполнен на 45%. Но хорошо ли это? Увы, плохо, поскольку негативно сказалось на достижении других целей.
Правда, в сегменте энергетики, основанной на возобновляемых источниках, весьма позитивная динамика занятости: число рабочих мест растет. Этот же процесс наблюдается в отраслях, потребляющих много электроэнергии. Все это здорово выглядит, если не учитывать, что «экоэнергетики» сидят на государственных дотациях, а прожорливые потребители освобождены от государственного оброка, который за них платят другие компании, в основном – мелкий и средний бизнес.
На этом, как замечает германская пресса, хорошие новости заканчиваются. По всем остальным показателям энергетическая реформа безнадежно отстала от намеченных целей.
Если рассмотреть такой важнейший показатель, как надежность энергоснабжения, то становится понятно: дела с ним плохи, хотя правительство постоянно подчеркивает, что развитие «экоэнергетики» не должно ставить его под угрозу. К примеру, затраты на аварийные ремонты выросли втрое, и о чем это говорит, долго пояснять не нужно.
С резервными мощностями, к которым относят наличные генераторы, которые гарантированно можно в любой момент пустить на пике потребления электроэнергии, дело тоже обстоит печально. Если еще в сентябре этого года резервная маржа, как её называют в Германии, составляла +6,6% (тоже не бог весть что, но все же не катастрофа), то сейчас она составляет – 0,6%. Вам еще не слышен рев тревожной сирены? Ну, значит, скоро услышите.
Конечно, столь резко показатель изменился еще и потому, что аналитики приблизили методику своего расчета к той, что принята в Германии, в Федеральном сетевом агентстве. Выходит, что прежние оптимистические оценки немного стоят? Или германская методика излишне, если можно так выразиться, пессимистична? Разумеется, эти споры – удел специалистов. Но если справедливы последние выводы, то в период пикового спроса германские энергетики будут не в состоянии гарантировать надежное снабжение из собственных источников, и страна будет полностью зависеть от импорта электричества. А зима-то только начинается…
К числу недостижимых можно отнести и такую цель, как рентабельность энергетики. Это уже привело к тому, что цены на электроэнергию для предприятий превышают средние по ЕС на 20%, а для бытовых потребителей – на 32%. Для семьи, которая в год потребляет 3500 киловатт-часов и платит за это в среднем 920 евро, превышение среднего уровня по ЕС выливается в 220 евро. Естественно, это уже бьет по покупательной способности населения, а ударит еще сильнее. Значит, все обещания правительства, что этого не должно случиться, оборачиваются пшиком.
Как уже подсчитано, повышение цен на электроэнергию в 2013 году обойдется каждому германскому домохозяйству в дополнительные расходы на сумму 95 евро. Таким образом, индивидуальные потребители в ФРГ будут платить на 45% больше, чем в среднем по ЕС.
У немецких промышленников дела пойдут не лучше. Вообще, начиная с 2008 года, разница в ценах, которые платят за электроэнергию они и их соседи-конкуренты, увеличилась в два с лишним раза. В абсолютных показателях это выглядит еще разительнее. Германское предприятие, потребляющее 50 гигаватт-часов электроэнергии, выкладывает за это на миллион евро в год больше, чем его конкуренты из стран ЕС, и на 3 с лишним миллиона больше, чем его соперники из США. Вот и посостязайся тут…
Правительству ФРГ в этой ситуации не позавидуешь. Если отменить привилегии, которые некоторые компании получают по выплате оброка на «зеленую» энергетику, и разделить платежи на всех поровну, то домохозяйства выиграют по 1,6 евроцента на каждом киловатт-часе. Зато затраты на оплату счетов за электричество у энергоемких отраслей промышленности вырастут примерно на 50%. Разумеется, им придется сразу проститься с множеством рабочих мест и поставить под угрозу инвестиционные программы. В общем, куда ни кинь – все клин… Или, говоря иными словами, что бы правительство ни решило, недовольных в любом случае будет вдоволь.
И это при том, что от 10 до 20 гигаватт генерирующих мощностей работают буквально на грани рентабельности и в любой момент могут быть остановлены как убыточные, говорится в анализе. О том, что произойдет при их выпадении, лучше не думать.
Об экономических последствиях блэкаута аналитики предпочли не распространяться, сообщив только, что проиллюстрировать их цифрами слишком сложно. Зато федеральное министерство экономики все же набралось мужества и подсчитало, что общенациональный блэкаут продолжительностью всего в один час обойдется стране в 430 миллионов евро.

№12(72), 2012

№12(72), 2012