Главная > Дневник событий > Камерон и Клегг разошлись во взглядах на Европу

Камерон и Клегг разошлись во взглядах на Европу

image_pdfimage_print

Британская общественность недовольна Европейским Союзом, причем это недовольство спустилось по шкале оценок до самых низких показателей за все время членства в ЕС, заявил Уильям Хейг, министр иностранных дел Великобритании и, напомним, бывший лидер тори.

Тем самым этот самодостаточный политик (крепкий орешек, напоминающий круглой лысой головой Брюса Уиллиса) поднял еще на один градус полемику, ведущуюся в политическом классе вокруг обещанного Дэвидом Камероном референдума по пересмотру условий пребывания туманного Альбиона в составе ЕС. Дебаты эти ведутся в режиме нон-стоп, но в последнее время приобрели более патетическое звучание.

Причина в том, что Камерон в очередной раз подыграл евроскептикам, объявив, что не собирается одобрять предложение по бюджету сообщества на 2014-2020 годы (см. также «Дэвид Камерон в роли «Мистера Вето», №12(61), 2011). Вместо задуманного повышения, что потребовало бы от Лондона раскошелиться и внести в общий котел дополнительно 10 миллиардов фунтов стерлингов, тори и на этот раз примкнувшие к ним либеральные демократы во главе с Ником Клеггом предложили оставить все без изменений, но с поправкой на инфляцию. Лейбористы, к слову, потребовали, чтобы бюджет ЕС и вовсе был сверстан ниже инфляционных прогнозов.

В Берлине сочли такой демарш неприемлемым. Защищаясь, Д.Камерон говорил, что увеличение взноса для повышения расходов внутри ЕС «не понравится германским избирателям не менее, чем британским».

На таком фоне Уильям Хейг заявил своим континентальным коллегам: хотя «коалиционное правительство подтверждает готовность Британии играть ведущую роль в ЕС, я должен быть откровенен: общественность разочарована, и рейтинг ЕС в Британии достиг самого низкого уровня за все время». Многие британцы воспринимают Евросоюз как «гигантскую машину, которая отнимает право принимать решения у национальных парламентов и передает это право европейским структурам, что приведет к тому, что все будет решаться только Брюсселем».

Далее У.Хейг сказал, что такое положение дел «нужно изменить», иначе, мол, «система станет демократически несостоятельной».

Дуэт Камерон-Хейг звучал в ноябре громко. Британский премьер также повторил свою мантру о том, что лично он свято убежден в возможности перераспределить заново полномочия, что означает вернуть Вестминстерским депутатам право распоряжаться многими судьбоносными вопросами, которые были прежде переданы властным структурам ЕС.

В подкрепление своей веры Камерон привел конкретный пример: он отказался участвовать в финансовом механизме спасения стран, оказавшихся на грани банкротства. «Это и есть возвращение полномочий, их передача от Брюсселя Британии, которое осуществило наше правительство».

В унисон прозвучало и заявление министра образования Майкла Гроува, предупредившего ЕС, что если там откажутся вернуть прежние полномочия британскому парламенту, Британия может «выйти» из состава Союза.

Все эти словесные эскапады лидеров тори обострили их давние споры с коалиционными партнерами – глава либдемов Ник Клегг, выступая в мозговом тресте «Чэтэм хаус», указал на то, что все эти разговоры о пересмотре базовых условий членства Британии в ЕС, на самом деле, – «фальшивые обещания, завернутые в Юнион Джек» (государственный флаг).

Следуя тактике упреждающего удара, вице-премьер Ник Клегг объявил о своем несогласии с первым министром, когда тот собирается подвергнуть обструкции порядка 130 законов по повышению эффективности правоохранительной практики в масштабе Евросоюза. Камерон хочет отвергнуть их все оптом, а затем объявить, что некоторые из них приемлемы, и Лондон готов им следовать.

В своей речи в «Чэтэм хаусе» Клегг был красноречив: «Тем, кто утверждают, что нам не нужны эти меры по борьбе с преступностью и терроризмом, я говорю – докажите. Докажите это полиции, разведслужбам, юристам, жертвам преступности. Докажите это людям, которые каждый день имеют дело с преступниками. Моя позиция ясна: я не могу просить их защищать британских граждан с одной рукой, связанной у них за спиной». Кстати, островные правоохранители хотели бы сохранить и единый для всей Европы ордер на арест, и сотрудничество с Европолом.

Тем самым лидер либдемов, комментирует лондонская «Гардиан», продемонстрировал, что в вопросах членства в ЕС он, в отличие от тори и лейбористов, склонных к «экстремизму», придерживается умеренных взглядов и прочно занимает центристскую позицию. Но это означает, что Камерон и Клегг в очередной раз разошлись во взглядах по ключевому вопросу – роли и места Британии в ЕС (см. «Разобьется ли лодка Камерона и Клегга об утесы ЕС», №6(45), 2010), что вносит дополнительную неопределенность в судьбу Союза на критическом витке его развития.

Владимир МИХЕЕВ

№11(71), 2012

№11(71), 2012