Путь к новой экономике

image_pdfimage_print

Те или иные государства или объединения государств попадают в группу мировых лидеров только тогда, когда они начинают пользоваться высоким международным авторитетом. В прошлом предпосылкой к этому служили высокая конкурентоспособность на мировых рынках и внушительная военная мощь. Чтобы влиять на глобальные процессы и принятие решений по важнейшим проблемам мирового развития, подобные качества совершенно необходимы и сейчас. Однако в настоящее время они уже больше недостаточны. Нужна еще мягкая сила – привлекательность для всех остальных, способность служить образцом, брать на себя роль маяка и, как следствие, вести за собой.

У Европейского Союза ее предостаточно. Даже сейчас, несмотря на все имиджевые потери, связанные с переживаемым им кризисом суверенной задолженности и не слишком уверенным ответом на него. Ему удалось почти невозможное. Шаг за шагом, спокойно и уверенно, он снял противоречия между народами, некогда враждовавшими между собой, добился экономического процветания и высокого уровня внутренней стабильности и безопасности. Его модель социально-экономического развития сделалась притягательной для соседей и многих других стран, для простых людей и политических элит. Все или, по крайней мере, многие хотели бы достичь такого качества жизни, которым пользуются в ЕС, и утвердившимися здесь свободами.

Однако влияние ЕС в мире было бы намного менее заметным, если бы не активнейшая работа по его популяризации, не участие в ней гражданского общества, университетских и академических кругов, экспертного сообщества. Причем, что чрезвычайно важно, не только из государств-членов ЕС, но и третьих стран. В этом контексте значение всемирной сети кафедр Жана Монэ трудно переоценить. Подключение к ней наиболее динамичных и уважаемых представителей гуманитарных наук из разных стран внесло весомый вклад в утверждение повсюду на планете представлений о ЕС как реальном лидере мирных трансформаций, ведущей нормативной силе, готовой и стремящейся к тому, чтобы прокладывать путь в будущее и для себя, и для других.

Поэтому ежегодная встреча руководителей и профессуры кафедр/центров Жана Монэ, специализирующихся на изучении ЕС, традиционно проводимая в Брюсселе уже второе десятилетие, неизменно воспринимается как знаковая. Она служит своего рода указанием на то, что волнует ЕС сегодня, чему он придает приоритетное значение, как оценивает свои перспективы, чем собирается заниматься в первоочередном порядке. В этом, 2012-м, году очередную всемирную конференцию кафедр/центров Жана Монэ ее организаторы посвятили анализу вклада науки и образования в достижение целей устойчивого развития*1.

Почему – вроде бы, очевидно. Однако уже в своем вступительном слове член Европейской Комиссии, ответственная за образование, профессиональную подготовку, многоязычие и молодежную политику, Андрулла Вассилиу, поспешила расставить точки над «i». Вот основные тезисы ее выступления.

Важнейшим инструментом сохранения и наращивания мягкой силы, считают в Брюсселе, является образование. Да, сейчас настали тяжелые времена. До окончательного преодоления кризиса еще далеко. Социальные потери очень велики. Безработица свирепствует. И естественным в таких условиях могла бы показаться ставка на осуществление некоторого набора оперативных мер, способных дать отдачу в ближайшем будущем. Но такой подход был бы близоруким. Помимо проработки мер краткосрочного характера, нужна тщательно продуманная, системная, многоуровневая стратегия построения будущего. В центре такой стратегии, конечно же, должно стоять образование.

С его помощью, полагают здесь, удастся решить большинство проблем, с которыми сталкивается ЕС. Доступ к образованию позволит новому поколению с большей уверенностью смотреть в будущее. Если систему образования, правда, удастся сделать более современной и адаптировать к изменившимся потребностям. Она даст молодежи профессиональные навыки, востребованные обществом. Позволит на постоянной основе заниматься переподготовкой людей для постоянно меняющегося рынка труда. Насытит его теми, в ком нуждается бизнес. Откроет путь к преобразованиям, конкурентоспособности, инновациям. С помощью качественного современного образования удастся справиться с безработицей, структурными диспропорциями, снова выйти на траекторию устойчивого развития. «Устойчивое общество, – подчеркнула член Еврокомиссии, подводя итог своему выступлению, – это хорошо образованное общество». Именно его ЕС и намерен строить.

Однако легко поставить задачи, гораздо сложнее их выполнить. Ведь мир вокруг стремительно меняется. Осмысление этих изменений еще впереди. Тем более учет в практической политике. Об этом со всей очевидностью напомнило выступление главного докладчика первой сессии конференции, одного из создателей Фонда экономических трендов Джереми Рыфкина. Полемизируя с самим собой, он пылко и убежденно говорил о том, что очень часто упускают эмпирики. На наших глазах происходит очередная технологическая революция. Возникает новый технологический уклад. Его слагаемыми становятся новые возобновляемые источники энергии, доступность любых типов и форм информации, слияние повседневной жизни с Интернетом. Кумулятивный эффект удивительный. Формируются новые психологические установки. В частности, связанные с общением в социальных сетях. Происходит девальвация господствовавших некогда идеологий, представлений, трафаретов. Она перечеркивает, в том числе, былое противопоставление капитализма и социализма, разных стилей жизни и предпочтений. Стирается грань между абстрактным и практическим знанием, между обучающим и обучаемым. Соответственно, принципиально новые требования начинают предъявляться к образованию. Его содержанию и направленности. Методикам обучения и т.д.

Профессура кафедр/центров Жана Монэ собралась, прежде всего, для того, чтобы пообщаться, поделиться накопленным опытом, послушать друг друга. Но основным блюдом, предложенным участникам конференции, стало, конечно же, выступление председателя Европейской Комиссии. Казалось бы, он в очередной раз повторил то, к чему призывал в своих прежних публичных речах. Однако важны детали, смысловая нагрузка произносимых слов, логика рассуждений. Она сводилась преимущественно к следующему. Кризис еще не продолен. ЕС столкнулся с большим числом сложнейших проблем. В краткосрочной перспективе решение текущих задач будет занимать определяющее место в повестке дня ЕС. Но для государств-членов и институтов ЕС чрезвычайно важно, наряду с краткосрочными задачами, уделять самое пристальное внимание всему тому, что будет определять будущее. Оно же связано с технологическим развитием, инновациями, совершенствованием образования, превращением структур обучения, подготовки и переподготовки во всеобъемлющую систему, охватывающую всех и вся. Все население ЕС должно продолжать повышать свой образовательный уровень на протяжении всей жизни. Школьное образование – охватывать все большую часть молодежи. Высшая школа – выпускать специалистов, которые, не нуждаясь в переобучении, «с колес» могли бы реализовывать себя в практической работе. Демократичность образования – способствовать социальной сплоченности и инклюзивному характеру общества. Высокий уровень подготовки – привлечению производительных инвестиций в европейскую экономику. Поэтому режим жесткой экономии ни в коем случае не должен сказываться на инвестициях в образование. Это неприемлемо. ЕС сделал свой выбор. Увеличение вложений в человеческий капитал будет оставаться стратегической целью ЕС и государств-членов.

Сосредоточившись на вопросах образования, Жозе Мануэл Баррозу, естественно, не мог обойти вниманием более общие вопросы нынешнего состояния европейского проекта. По его мнению, институты ЕС обладают сейчас намного более широкими полномочиями, чем те, которые были делегированы им еще несколько лет назад. В ЕС возобладало понимание того, что трудности связаны не с чрезмерной, а, напротив, с недостаточной концентрацией власти на наднациональном уровне. Поэтому сейчас ЕС уверенно движется к созданию самого настоящего фискально-бюджетного и банковского союза. Следующим шагом станет укрепление политического союза. К обсуждению того, что следовало бы сделать в этом направлении, страны ЕС уже приступили. Такая ориентированность в будущее гарантирует, что ЕС выйдет из кризиса усилившимся и окрепшим. Как подчеркнул председатель Европейской Комиссии, он в этом абсолютно убежден. У него есть для этого достаточно оснований.

Бравурная концовка выступления, показной преувеличенный оптимизм, которым был пропитан произнесенный им заключительный фрагмент речи, со всей очевидностью обнажили, зачем Жозе Мануэл Баррозу пришел на встречу, с каким посланием он хотел обратиться и обратился к экспертному сообществу. Как мне кажется, все, о чем он говорил, можно было бы перефразировать примерно так: «Господа, хватит пораженчества. Прекратите посыпать голову пеплом. Объясняйте всюду и повсеместно. За ЕС будущее. Он не просто преодолеет кризис. Он воспользуется им, чтобы стать еще более сильным и сплоченным. У него получится. И в немалой степени благодаря армии учителей средней школы и вузовской профессуры. Не бойтесь. Мы будем отстаивать ваши интересы. Мы не допустим сокращения ассигнований на образование. Капиталовложения в вас и через вас в человеческий капитал были и остаются нашим приоритетом. ЕС будет требовать от государств-членов увеличения вложений в систему образования, в ее совершенствование и дальнейшее укрепление. Мы помним о ваших интересах. Но и вы должны поработать в интересах ЕС. В интересах восстановления его имиджа в мире. В интересах укрепления его мягкой силы».

Все остальные выступления, прозвучавшие на встрече после этой установочной речи, превратились сразу же в обсуждение частностей, нужных для того, чтобы система образования сыграла роль, отводимую ей лидерами ЕС. Они касались очень важных проблем. В их числе – лучших практик. Методик. Компьютеризации. Мобильности. Стандартов. Сотрудничества. Солидарности. Структурных реформ. Повышения качества. Долгосрочного планирования и т.д. Но главное было сказано…

© М. Л. ЭНТИН,
д.ю.н., профессор,
главный редактор журнала «Вся Европа»

Брюссель – Люксембург, ноябрь 2012 г.

*1 Jean Monnet Conference / ECSA World Conference 2012 “Sustainable Growth in the European Union. The Role of Education and Training”, Brussels, 13–14 November 2012.

№11(71), 2012

№11(71), 2012