Главная > Открываем старый свет > Турбина, работающая под водой

Турбина, работающая под водой

image_pdfimage_print

Местом свершения новой энергетической революции во Франции стала область Бретань, жители которой вообще не склонны допускать в своих родных краях никаких технических экспериментов. Достаточно вспомнить, что из 58 атомных электростанций, работающих во Франции, в Бретани нет ни одной.

Был там, справедливости ради заметим, один опытный реактор мощностью пустяковой – 70 мегаватт. Так даже для него нашлось место только у самого края жутких болот Ён Элез, которые язычники-кельты считали дверью в другой мир, а добрые христиане – вратами ада. Попытка построить более крупный реактор в деревне Плогофф в 1980 году столкнулась с таким сопротивлением ершистых бретонцев, которое не смогло сломить даже десантирование специального парашютного подразделения французской жандармерии.

Но вот концерн «Электрисите де Франс» сумел-таки найти подход к сердцу местных жителей, и сейчас ни о каких протестах против необычной энергетической установки никто там и не помышляет. Что же за чудо случилось? Бретонцы – и вдруг не возражают против строительства электростанции?

Но дело в том, что этого детища технического прогресса не будет в полном смысле слова ни слышно, ни видно. Не пугайтесь, ни о магии, ни о «тонких энергиях» речь не пойдет. Все создается в полном соответствии с давно известными законами физики – турбина как турбина. Только работать она будет в открытом море, под водой, и лопасти её станут вращать приливы и отливы.

Человека, которому удалось сломать сопротивление недоверчивых обитателей побережья, зовут Вэнсан Данби-Вилькес и, по его собственному признанию, рабочую блузу или плащ-дождевик он носит с куда большим удовольствием, чем спецодежду менеджера – костюм с галстуком. Вот уже четыре года как он разъезжает по этим окрестностям и разговаривает с людьми – с рыбаками, с судовладельцами, с хозяевами отельчиков и пансионов, с защитниками природы, с мэрами городков и деревушек, с депутатами и членами городских советов – со всеми, кто готов выслушать его рассказ. О чем? Да, разумеется, о проекте приливной электростанции, о том, что она нужна области и послужит во благо всем ее жителям. Все эти годы он посвящает встречам с местными обитателями два дня своей рабочей недели, беседуя с ними о том, насколько уникален этот проект, и как он будет всем полезен.

И представьте, оказалось, что так можно победить даже несгибаемое упрямство бретонцев, которые если уж упрутся, то их и бульдозером не сдвинуть. Люди и в самом деле поняли, что это проект и их, и для них. Место на морском дне, где будет установлена турбина, выбрал не могущественный концерн, который, наверное, при нужде смог бы продавить любое решение, а местные рыбаки, постаравшиеся сделать так, чтобы всем было удобно – и рыбе, и омарам, и строителям.

Вообще создатели турбины – инженеры из ирландской компании «ОупенХидро» – уверяют, что их детище – чемпион по экологической безопасности даже среди энергетических установок, использующих возобновляющиеся источники энергии. При взгляде на нее в это верится не сразу – представьте себе «колесико» весом в 850 тонн и диаметром в 21 метр. Это единственная движущаяся часть всей конструкции. Все остальное – опора, установленная прямо на дне морском. Никакого особого фундамента для неё делать не нужно – не то что для ветряных «электромельниц».

Есть у такой турбины и еще одно весьма существенное преимущество перед ветросиловой установкой. Движение воздушных масс – дело трудно предсказуемое. И если ветра нет, то толку от такого огромного и дорогостоящего сооружения не больше, чем от придорожного валуна. А приливы и отливы действуют как швейцарские часы – 24 часа в сутки 365 дней в году. Для обеспечения стабильности электроснабжения – это неоценимое достоинство. Направление движения меняется каждые шесть часов и между приливом и отливом может быть примерно 20-минутный интервал, когда турбина простаивает: маловата скорость потока. Все остальное время она дает энергию.

Новое – это хорошо забытое старое. Вот и идея использовать мощь приливов и отливов для производства электричества отнюдь не нова. Как и её практическое воплощение. Еще в 1966 году «Электрисите де Франс» перегородил устье бретонской реки Ранс дамбой, на которой были установлены 24 турбины. Они действуют до сих пор, исправно давая свои 240 мегаватт. Приливная электростанция «Ранс» долгое время оставалась крупнейшей в мире, пока в Южной Корее в прошлом году не построили более крупную.

Но полное перегораживание речного потока сейчас не считается целесообразным – ни по экологическим, ни по иным соображениям. Вот почему идея устанавливать турбины прямо на дно морское представляется ныне более перспективной. Эту турбину погрузят на глубину 35 метров, и так может быть дан старт огромной программе: на протяжении 3400 километров французского побережья достаточно места для того, чтобы расположить приливные электростанции суммарной мощностью в 3000 мегаватт. Это достойная замена трем-четырем АЭС. Если взять всю Европу, то её «приливный» потенциал оценивается в 15 тысяч мегаватт.

Понятно, что для президента Франции Франсуа Олланда, пообещавшего в ходе предвыборной кампании снизить к 2025 году долю атомной энергетики с нынешних 75% до 50%, приливные электростанции большим подспорьем не станут: производительность не та. Но для демонстрации того, какие еще возможности есть у «зеленой» энергетики, они вполне годятся.

Александр ВАРВАРИН

№11(71), 2012

№11(71), 2012