Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Дорогостоящее милосердие

Дорогостоящее милосердие

image_pdfimage_print

Темпы роста греческих долгов практически не оставляют сомнений, что самостоятельно расплатиться с ними они не смогут никогда, да и решение поставленной задачи – добиться того, чтобы к 2020 году задолженность составляла 120% ВВП – тоже не кажется реалистичным. Дальше жать на афинское правительство с целью добиться от него дальнейших сокращений расходов, урезания социальных программ и тому подобных подвигов Геракла, тоже рискованно: котел перегрет настолько, что может сорвать крышку. Заметим – и не только в Греции.

Остается одно: еще раз простить часть долга, раз уж все равно взыскать её нереально. Такова, к примеру, точка зрения Кристин Лагард, возглавляющей Международный валютный фонд. Европейцам прощать явно не хочется, ведь то, что не выплатят греки, отнюдь не растает в воздухе, а будет переложено на плечи граждан государств зоны евро со здоровой экономикой. Поэтому глава правительства Люксембурга и по совместительству председатель Еврогруппы Жан-Клод Юнкер и пытается протолкнуть идею о том, что контрольный срок Греции надо отодвинуть хотя бы годика на два, на 2022-й.

Заметим, что речь идет вовсе не о схоластических теоретизированиях. Оба варианта, что списание части долгов, что отсрочка, станут признанием и без того очевидного факта: помочь Греции денежными вливаниями не удается. Многие экономисты об этом давно предупреждали, но – что сделано, то сделано.

«Списание долгов Греции – неизбежность, – говорит Клеменс Фюст, профессор экономики Оксфордского университета, недавно выдвинутый на пост президента Маннгеймского центра европейских экономических исследований. – Вопрос уже не в том, произойдет это или нет, а в том, когда этот шаг будет сделан».

Петер Бофингер, один из пятерки «экономических мудрецов»*1, придерживается схожего мнения: «Сокращению греческих долгов альтернативы нет. Это аналогично ситуации в семейном бюджете, который сильно превышен. Без этого шага страна просто не встанет на ноги».

Член Европейской Комиссии Гюнтер Эттингер тоже полагает, что греческие долги государственным займодавцам придется прощать. Эту точку зрения он решил высказать в Брюсселе за закрытыми дверями на встрече с социал-демократическими политиками. Но германская газета «Бильд» каким-то образом об этом проведала и послала европейскому чиновнику соответствующий запрос. Тому пришлось признать: да, будем об этом говорить. Показательно: член Европейской Комиссии от Германии занимает позицию, противоположную той, которой придерживается берлинское правительство. С другой стороны, а что поделаешь, когда в программе помощи Афинам на ближайшие два года зияет внушительная дыра в 13,5 миллиарда евро. И их надо где-то наскрести.

Очевидно, что странам зоны евро придется снова снижать проценты, которые они взимают с греков по своим кредитам. Все неумолимо приближается к тому, что Афины станут получать денежки почти по нулевому тарифу.

Есть еще один вариант: призвать к ответу тех частных инвесторов, которые во время весеннего сокращения греческих долгов отвертелись от расплаты. Теперь на них могут нажать всерьез. Также могут запустить руку в сундуки Европейского центрального банка и заставить его прибыли, получаемые по греческим кредитам, перевести в Афины – через национальные эмиссионные банки. Может, так прореху и удастся заштопать.

Но к решению главной задачи – долги в размере 120% ВВП к 2020 году – это Элладу не приблизит. Бессмысленно отрицать очевидное: ситуация в стране ухудшается на глазах. И двухлетнее сидение под спасительным зонтиком результатов не даёт.

Экономика сжимается пятый год подряд, занятость не была столь низкой с начала 80-х годов прошлого века. На стране висят неподъемные жернова долгов – 340 миллиардов евро. «Расплатиться Греция не сможет», – уверяет Деннис Сновер, президент Кильского института мировой экономики. – Если Европа все же будет на этом настаивать, страна еще больше впадет в депрессию и нищету».

Президент Рейнско-Вестфальского института экономических исследований Кристоф Шмидт считает лучшим выходом из положения временное замораживание выплаты долгов греками. «Такой путь представляется мне правильным», – уверен он. Да и в коалиции «евроспасателей» на прощении долгов настаивает только МВФ. Берлинская «Вельт», к примеру, процитировала едкое заявление анонимного брюссельского дипломата: «Госпоже Лагард легко прощать долги. Выплачивать-то их придется не ей».

Министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле стоит насмерть: никакого списания быть не должно. Он приводит юридический аргумент: если государства откажутся от взимания долгов и простят их, Афинам трудно будет взять новые кредиты. Этому препятствуют нормы бюджетного права.

Но более реальной причиной несгибаемого упорства искушенного политика представляется нечто иное. До сих пор и он, и федеральный канцлер Ангела Меркель заверяли сограждан, что дают грекам деньги не в подарок, а в долг, и те со временем все вернут. В преддверии парламентских выборов следующего года у христианских демократов нет большой охоты лишать немцев этой сладкой иллюзии. «Дальнейшие сокращения греческого долга затронут, прежде всего, государственных займодавцев и таким образом германские налогоплательщики очень быстро окажутся в одной лодке с ними», – говорит Вольфганг Вигард, эксперт по государственным долгам, ранее входивший в пятерку «экономических мудрецов». – Этот путь будет пройден очень быстро, и в канун выборов он политически несвоевременен».

Первый пакет помощи Греции, предоставленный партнерами по евро, составлял 73 миллиарда евро. Германия вложила в эту сумму 15,7 миллиарда. Второй пакет, поступающий через Европейский механизм стабильности, составляет 73,9 миллиарда евро, а германская доля в нем вдвое выше – 34,5 миллиарда евро. Неплохая иллюстрация того, насколько дорого обходится Германии эта затея!

И все же Петер Боффингер считает, что часть долгов грекам прощать нужно. «Сокращение долга на 50% будет примерно соответствовать той сумме, которую Германия сейчас экономит в год на исключительно низких процентах по делаемым ею заимствованиям. И если сравнить это с тем, что в противном случае Греция будет вынуждена много лет лежать под капельницей дотаций, то сокращение долгов выглядит меньшим злом».

Беда в том, что другие страны зоны евро пребывают вовсе не в таком комфортабельном положении. Скажем, Ирландия внесла в пакет первой программы помощи 1,3 миллиарда евро, Португалия – 2 миллиарда. А между тем, оба эти государства сами получают помощь от европейских коллег, и потому все это выглядит банальным перекладыванием одних и тех же денег из правого кармана в левый.

Далеко не блестяще обстоят дела в Испании, которая сейчас изо всех сил старается избежать того, чтобы опять просить в долг у партнеров по зоне евро. В первый пакет помощи Элладе она внесла 6 миллиардов евро. Италия, тоже пребывающая не в лучшем состоянии, вложила туда более 9 миллиардов. Участие в следующем пакете помощи может обойтись им вдвое дороже. Какой смысл в подобной циркуляции финансов, не будучи экономистом, понять трудно. Но совершенно понятно, что перспективы перед угодившими в пучину кризиса странами открываются отнюдь не радужные. Поэтому прощение даже части греческих долгов в восторг их не приводит.

«Проблема еще и в том, что никто не знает, сколько именно надо простить грекам, чтобы они смогли встать на ноги, а главное – какие последствия это будет иметь с точки зрения готовности Греции и других стран Южной Европы проводить насущные реформы», – считает Клеменс Фюст.

И в самом деле, подобное милосердие может оказаться не только дорогостоящим, но и разрушительным, поскольку покажет всем странам, что есть выход из положения куда проще, чем долгая и мучительная расплата с долгами. Можно просто отказаться платить – дескать, извините, не при деньгах мы и все тут.

В любом случае экономическая цена политических решений, которые предстоит принять европейцам, будет очень высокой. Уже сейчас эксперты говорят вполне определенно, что в странах зоны евро впервые с 2009 года начинается экономический спад. Внутренний национальный продукт 17 стран с июля по сентябрь по сравнению с прошлым годом, упал на 0,1%, сообщает Евростат. Заметим, что если минусовые показатели регистрируются два квартала подряд, то эксперты говорят, что можно фиксировать спад.

Слава богу, в Германии и Франции пока есть прирост, хотя и скромный, в 0,2%, но в Испании, Италии, Португалии и Греции падение продолжается. ЕЦБ провел опрос среди 56 экспертов, и результаты оказались безотрадными: в зоне евро в нынешнем году экономика «сожмется» на 0,5%. До сих пор надеялись, что спад составит все же 0,3%.

Пессимистичен и взгляд экспертов в будущее. В 2013 году ВВП должен вырасти не на 0,6%, как предполагалось, а всего на 0,3%. Да и это всего лишь надежды, которые вполне могут обернуться разочарованиями.

По мнению Мюнхенского института экономических исследований, настроения в мировой экономике становятся все более мрачными. Индикатор мирового экономического климата в четвертом квартале упал с 85,1 пункта до 82,4 пунктов. А опрос, проведенный этим институтом среди 1156 экспертов из 124 стран, свидетельствует: и нынешнее экономическое положение, и перспективы его развития на будущий год оцениваются ими хуже, чем три месяца назад.

Особенно серьезным будет падение в странах Западной Европы. В Северной Америке и Азии прогнозируется небольшой прирост. Что касается мирового показателя инфляции, то он ненамного, но все же вырастет – с 3,5 до 3,6 процента.

Александр ВАРВАРИН

*1 Экспертный совет по оценке общего экономического развития
В просторечии его называют «пятеркой экономических мудрецов», и существует он в Германии с 1963 года. Предмет его внимания, как это явствует из названия, – научное рассмотрение состояния общего экономического развития ФРГ.
Совет готовит ежегодный доклад, предоставляемый 15 ноября федеральному правительству. Самое позднее 8 недель спустя, кабинет министров выражает по этому поводу свое мнение в ежегодном экономическом докладе. По поручению правительства Совет может готовить доклады по специальным темам. Может он их выбирать и по собственной инициативе, если сочтет, что в той или иной отрасли хозяйства складывается положение, угрожающее достижению страной общих экономических целей.
В задачи Совета входит анализ общего экономического положения и перспективное прогнозирование. Закон обязывает их «показывать ошибки и возможности их исправления, не высказываясь, тем не менее, в пользу тех или иных экономических или социально-политических мер».
Возглавляет Совет профессор Вольфганг Франц, уже занимавший этот пост с марта 2003 по март 2009 года. Он родился в 1944 году, с 1966 по 1970 год учился в Мангеймском университете. Был профессором Штутгартского и Констанцского университетов. С 1997 года возглавлял Мангеймский центр европейских экономических исследований.
Остальные четыре члена Совета – также профессора экономики. Петер Боффингер родился в 1954 году, с 1973 по 1978 год учился в Саарском университете. После этого три года был научным сотрудником аппарата этого экспертного совета. С 1991 года занимал профессорскую должность в Вюрцбургском университете на кафедре экономики, специализируясь на денежных проблемах и проблемах мировой экономики.
Клаудиа Бух входит в состав пятерки мудрецов с февраля этого года, когда она сменила профессора Беатрис Ведер ди Мауро. Госпожа Бух окончила Рейнский университет имени Фридриха-Вильгельма в Бонне. С 1992 по 2003 год была научным сотрудником Кильского института мировой экономики, возглавляя там с 1998 года исследования финансовых рынков. С 2005 года является научным директором Института прикладных экономических исследований в Тюбингене.
Ларс Фельд, 1966 года рождения, в марте 2011 года сменил в составе совета профессора Вольфганга Вигарда. Окончил Саарский университет в Саарбрюкене. Занимал должность профессора в Марбургском, затем – в Гейдельбергском университете. С сентября 2010 года руководит институтом имени Вальтера Ойкена во Фрайбурге и является профессором Фрайбургского университета.
Кристоф Шмидт родился в 1962 году. Окончил Мангеймский университет. Затем работал в Гейдельбергском университете. С 2002 года возглавляет Рейнско-Вестфальский институт экономических исследований и является профессором мировой экономики в Рурском университете в Бохуме.

№11(71), 2012

№11(71), 2012