Главная > Дневник событий > Состоится ли парад суверенитета в Шотландии

Состоится ли парад суверенитета в Шотландии

image_pdfimage_print

Лондон решил пресечь горский сепаратизм на корню

Британский премьер-министр Дэвид Камерон и первый министр Шотландии Алекс Салмонд подписали 15 октября «Эдинбургское соглашение». Лондон согласился передать Холируду, то есть парламенту Шотландии, ограниченные права на проведение плебисцита. А.Салмонд и его Шотландская национальная партия (SNP) будут пытаться взять верх в ходе этого референдума, намеченного на октябрь 2014 года, на который вынесен всего один вопрос: быть или не быть независимой Шотландии?

Лондон согласился на референдум не от хорошей жизни. Но с тайным, хотя и очевидным умыслом: сыграть на опережение, воспользоваться моментом, пока две трети обитателей северных высокогорий либо отвергают идею отправиться в одиночное плавание, либо колеблются. Тем самым в Лондоне попытаются мобилизовать сторонников сохранения унии.

В принципе, время для этих пиаровских больших маневров еще есть. Процедура неспешная. Вначале весной 2013 года в Холируде изучат, а осенью одобрят законопроект, который затем должен быть скреплен подписью монарха, после чего все условия проведения референдума и параметры будущей – пока только в теории – независимости Шотландии будут кодифицированы, своего рода освящены в «Белой книге».

Все это время электорат будет подвергаться массированной психологической обработке активистов из противоборствующей лагерей. Тех, кто уже с 25 мая отчаянно агитирует под лозунгом «Да, Шотландия!», и тех, кто начертал на своих знаменах слова «Лучше вместе!» и хочет избежать распада.

Для жаждущих самостийности газета «Индепендент» составила гипотетический портрет Шотландии, выпроставшейся из под английского патронажа, положив на разные чаши весов аргументы «за» и «против».

Во-первых, горцы могут забыть о твердой валюте – им не позволят пользоваться английским фунтом стерлингов, предупредил канцлер казначейства Джордж Осборн. Это будет автоматически означать: ставки по банковским кредитам в независимой Шотландии подскочат, что пагубно скажется на деловой активности, а их собственная валюта – горячие головы предлагают вновь ввести в обращение монеты, которые чеканили в XVI – XVII веках, – «гроаты», «мерки» или «бобби» – будет обречена на статус маргинальной на фоне фунта и евро. При этом значительно возрастет нагрузка на бюджет, из которого придется платить зарплаты, пенсии, социальные пособия и т.д.

Во-вторых, не факт, что Англия и Шотландия смогут полюбовно поделить энергетические богатства Северного моря, на которые прежде всего рассчитывает первый министр Салмонд. По его подсчетам, шотландская доля не менее 90%, а это конвертируется в 24 миллиарда баррелей нефти в год, включая переведенный в нефтяной эквивалент природный газ, что конвертируется в 1,5 триллиона фунтов стерлингов! Однако не исключен долгий спор хозяйствующих субъектов, поскольку самостоятельно шотландский бизнес едва ли потянет дорогостоящую добычу углеводородов на шельфе.

В-третьих, вопреки надеждам команды единомышленников Салмонда, никакого мягкого и скоростного кооптирования в Евросоюз не предвидится. Незалежной Шотландии, скорее всего, придется пройти все этапы, предписанные абитуриентам: доказать свою финансово-экономическую состоятельность, совместимость внутреннего законодательства с европейскими нормами права, дожидаться очереди в качестве кандидата, и, наконец, получить благословение всех государств-членов ЕС.

Словом, независимость дело долгое и многотрудное. Тем не менее, центральные власти всерьез воспринимают вызов SNP и не собираются сидеть, сложа руки. Как пообещал Камерон, он лично приложит все усилия к тому, чтобы не дать шотландскому пока еще не оперившемуся птенцу выпасть из гнезда и удержать его там на веки вечные. Цитата: «Я хочу быть премьер-министром, который держит Соединенное Королевство вместе». Никто не хочет оказаться в роли Уинстона Черчилля, о котором говорили: он «председательствовал «при развале Британской империи».

Дополнительные аргументы, приводившиеся лидером тори в ходе поездки на север, были предсказуемы, что не умаляет их убедительности. «Место в Совете Безопасности ООН, наше членство в Европейском Союзе, наша лидирующая роль в НАТО, наш ядерный щит, мощные вооруженные силы – все это принадлежит всему Соединенному Королевству. Совершенно ясно, что это просто нельзя разделить на части», – увещевал Камерон местных националистов. И бросал на весы доводы своего министра обороны, что, мол, «наш военно-промышленный комплекс нельзя просто взять и разломать как плитку шоколада, если Шотландия захочет пойти своим путем». Кстати, этот аспект возможного развода – самый деликатный.

Партия Салмонда давно выступает против ядерного оружия, что проецируется и на восприятие НАТО, хотя необходимость членства в блоке никто из них не ставит под сомнение. Что не распространяется на базу подводных атомных ракетоносцев в Клайде – ее стратеги из SNP планируют попросту закрыть. Министерство обороны Великобритании предупредило, что перевод субмарин «Трайдент» на другую базу обойдется казне не менее чем в 3,5 миллиарда фунтов стерлингов. Остается в густой полосе тумана и процесс национального размежевания в вооруженных силах, коль скоро SNP намерено создать собственные боевые части общей численностью до 12500 человек, а также собственный флот в составе 20-25 боевых кораблей.

Поскольку никакая другая государственная структура не интегрирована так плотно и органично, как вооруженные силы, то этот процесс может быть весьма болезненным для обеих сторон. И как быть с сугубо шотландскими войсковыми подразделениями? Им предоставят свободу выбора: откажитесь от прежней присяги союзному государству и присягните на верность одной только Шотландии? Не возникнет ли хрестоматийная коллизия, у которой есть печальные прецеденты, когда в ходе гражданских войн семьи бывали расколоты, и брат шел на брата?

Словом, у шотландских националистов гладко даже не на бумаге, а только на словах. Стоило им заикнуться о том, что они введут свои паспорта, как министр внутренних дел Великобритании Тереза Мей объяснила последствия: тогда на границе появятся контрольно-пропускные пункты.

Кое-кто считает, что в самую пору разучивать слова из неофициального гимна горцев «Scotland the Brave». В тексте припева взгляд выхватывает символическую фразу – «Смелость в сердцах тех, кто живет под шотландским небом» («Brave are the hearts that beat Beneath Scottish skies»).

Под небом, впитавшим все оттенки серого цвета, под солнцем, которое светит, видимо, исключительно для жителей высокогорья, когда не идет дождь, под гнетом стародавних обид, что они претерпели от воинственных южных соседей, каждый третий шотландец мечтает разорвать историческую унию с Англией и провозгласить полный и безоговорочный суверенитет. Если точнее, опросы показывают такой расклад сил: 55-63% избирателей не хотят рвать постромки, в то время как желающих отсоединиться – 33-37%. Опираясь на эти теплящиеся, но не сильно разгорающиеся сепаратистские настроения, Салмонд и его команда намерены если не подарить единомышленникам собственное государство, то, по крайней мере, войти в историю как истинные патриоты.

Владимир МИХЕЕВ

№10(70), 2012

№10(70), 2012