Главная > Финансы & банки > Экономика > Слияние гигантов

Слияние гигантов

image_pdfimage_print

На замкнутом рынке авиастроения произошла сенсация. Две крупнейшие европейские компании этой отрасли – франко-германская ЕАДС и британская «Бритиш аэроспейс» объявили, что ведут переговоры о слиянии.

Цель этой операции – объединить усилия, чтобы успешнее противостоять американскому «Боингу» в конкуренции в мире и особенно в США. Объединенная компания, капитализация которой может достичь 30 миллиардов фунтов стерлингов, должна создать условия для развития сильных сторон каждой из ныне самостоятельных групп. Это касается в первую очередь производства военного назначения, а также возможностей проникновения на рынок США, где у британцев имеются сильные позиции, но ограничены производственные возможности. Американская клиентура и особенно Пентагон очень важны для двух компаний, которые в случае объединения могут осуществлять в этом регионе до четверти продаж. «Бритиш аэроспейс» является крупным поставщиком для военного ведомства США, тогда как ЕАДС сталкивается с большими преградами в конкуренции с продукцией «Боинга» в этом регионе.

В соответствии с реальными масштабами каждой из двух компаний, в объединенной структуре 40% капитала должно отойти к нынешним акционерам «Бритиш аэроспейс», а 60% – к акционерам ЕАДС. Оба участника переговоров объявили, что слияние не должно повлечь за собой крупные сокращения персонала, а производственные мощности во Франции, Германии, Великобритании, Испании и США сохранятся.

Вместе с тем, остается урегулировать множество проблем. Британское, германское и французское государства в различной форме участвуют в капитале этих стратегически важных компаний. Если, например, правительству Великобритании в «Бритиш аэроспейс» принадлежит «золотая акция» (она дает право вето, например, на покупку компании зарубежным капиталом), то Париж владеет напрямую 15% капитала ЕАДС. В принципе, на правительственном уровне положительно воспринимают перспективу слияния двух компаний, однако всем сторонам надо договориться о форме их будущего участия в делах объединенной группы.

Еще одна проблема – участие германской «Даймлер Бенц» в капитале ЕАДС. Некоторое время назад она объявила о намерении сократить свой пакет акций. Предстоящее слияние не заставило ее изменить эти планы.

Информация о готовящемся слиянии была по-разному воспринята на биржах. Акции «Бритиш аэроспейс», положение которой далеко от блестящего, немедленно подскочили, зато акции ЕАДС пошли вниз, хотя и не так заметно.

Обе компании имеют опыт взаимодействия. В настоящее время они сотрудничают в создании истребителя «Юрофайтер Тайфун» и ракеты МБДА. Одно время британцы имели долю в капитале ЕАДС, но 6 лет назад продали ее.

Андрей СЕМИРЕНКО

№9(69), 2012

№9(69), 2012