Главная > Финансы & банки > Валюта > «Супер Марио» спешит на помощь

«Супер Марио» спешит на помощь

image_pdfimage_print

«Евро спасен!» – так можно расценить реакцию биржевого и финансового сообщества на решение Европейского центрального банка (ЕЦБ) о безлимитном выкупе долговых обязательств, выпущенных государствами зоны евро на срок от одного года до трех лет.

Объявляя об этом, председатель ЕЦБ Марио Драги оговорил будущую практику строгим выполнением соответствующими странами согласованных антикризисных программ. В частности, речь идет об оздоровлении налогово-бюджетной сферы и увеличении конкурентоспособности. Любопытным было также замечание банкира о том, что правление приняло решение не единогласно – против был один представитель: «Сами догадайтесь, кто это». Он его не назвал, но все поняли, что речь шла о представителе Бундесбанка. Чуть позже сам Бундесбанк выпустил коммюнике: «В ходе последних дискуссий председатель (германского федерального банка. – А.С.) Йенс Вайдманн подтвердил критическую позицию относительно выкупа облигаций. Такой план может обернуться срывом реформ».

Немцы восприняли демарш ЕЦБ как шаг навстречу печатанию денег для затыкания финансовых прорех. В принципе, именно так сейчас действуют центральные банки других развитых стран, столкнувшихся с кризисом, – Федеральная резервная система США или Банк Англии. Но в некотором роде за достойную капитуляцию в вопросе о безлимитном выкупе долговых обязательств стран еврозоны Берлин получил политическую компенсацию. Чуть позже председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу изложил программу федерализации ЕС, созвучную берлинским пожеланиям (см. «Баррозу предлагает федеральную Европу»), а в это же время Конституционный суд Германии не счел противоречащим Основному закону страны создание европейского фонда по выкупу государственных облигаций стран еврозоны. Таким образом, баланс интересов соблюден.

Оставим финансовым аналитикам обсуждение механизмов, с помощью которых «Супер Марио», как часто за глаза называют главу ЕЦБ, намерен стабилизировать зону евро. С политической точки зрения очевидно, что этот деятель, влияние и авторитет которого стремительно растут в ЕС (но не в Германии) на фоне беспомощных шараханий европейских политиков, бросает всю мощь возглавляемого им учреждения на чашу весов битвы за единую валюту. Введение евро необратимо, подчеркивает он: «В пределах своего мандата ЕЦБ сделает все необходимое, чтобы проводить валютную политику, последствия которой были бы равномерно распределены, чтобы гарантировать стабильность цен и евро».

Объявленные им шаги призваны стабилизировать, прежде всего, Испанию и Италию, долговые и бюджетные проблемы которых приближаются к опасной черте. Крупный сбой в этих странах, относящихся к числу тяжеловесов еврозоны, мог бы иметь необратимые последствия для единой валюты.

Шаг ЕЦБ добавляет немного клея в довольно шаткую систему, на которой был основан евро. Это позволит выиграть время для более глубоких реформ и успокоить финансовые рынки, немного сбив с них спесь. Будет ли нынешний момент еврокризиса поворотным, или же он впишется в череду действий, которые позже оказывались полумерами? С начала нынешнего кризиса в 2010 году лидеры стран ЕС уже 19 раз встречались для обсуждения этой проблемы и принятия очередных судьбоносных решений…

Светлана ФИРСОВА

№9(69), 2012

№9(69), 2012