Главная > Финансы & банки > Валюта > Евро здесь не ходит

Евро здесь не ходит

image_pdfimage_print

Альтернативные деньги обретают популярность

Серхи Алонсо, 30-летний испанский компьютерный инженер, помог создать личные странички в Интернете и обучил, как с ними обращаться, многих соседей. Взамен с ним рассчитались не бумажными купюрами со значком евро, а условными единицами, обозначающими время, потраченное Серхи на оказание своих технологических услуг. Вознаграждение депонировали на его счет в своеобразном «банке времени», которые стали бурно размножаться в охваченной эпидемией финансового кризиса Испании.

Еще пример. Психолог Анхель Корколес за свой семинар для женщин, нуждающихся в обретении уверенности в себе, получила гонорар в виде чека. Сумма была проставлена не в евро, а в часах. Будучи членом сетевого сообщества, где расчеты производятся не в денежных единицах, а кредитными баллами, А.Корколес теперь сможет обменять 10 часов своих консультаций на занятия по йоге, оплату плотника по вызову для мелкой починки дома и/или на поход к парикмахеру.

Наконец, стоит упомянуть 65-летнего Дэвида Чапмана, англичанина, который вот уже четверть века постоянно проживает в Испании, в Малаге, ставшего отцом-основателем движения за использование виртуальных денег. Недавно он продал шесть собранных им своими руками солнечных установок. С ним расплатились им же придуманными условными денежными единицами, которыми он собирается, в свою очередь, расплатиться с теми, кто возьмется покрасить его дом.

Удивительное дело, Чапман оказался провидцем – свою идею он стал реализовывать еще три года назад, словно предвидел приход финансовых неурядиц и наступление тощих годов. В его социальную сеть входило сперва 250 человек, теперь уже 4670. Причем большинство новообращенных относятся к категории молодых в возрасте от 20 до 40 лет.

На центральной площади рыбацкого городка Виланова-и-ла-Желтру в Каталонии можно обнаружить булочную, бакалею и магазинчик бытовой техники с надписью в витрине: Turutas aqui si, что означает – здесь принимают в оплату «турутас». Эти своеобразные купоны назвали в честь традиционного духового инструмента. Есть и банк, где можно хранить «турутас», но никаких процентов по ним не начисляется. Пока такими купонами пользуются только 190 энтузиастов из 67 тысяч жителей, но круг их ширится. В Барселоне, на заметку, уже функционирует более 100 «банков времени», и у некоторых из них значится по 3000 клиентов. Пример оказался заразительным: опыт перенимают в Португалии и Греции.

В качестве «моралите» можно привести цитату из «Гардиан», объясняющую суть происходящего: «Цель этого эксперимента – вернуть общество на уровне местных общин во времена, когда товары и услуги обменивались по бартеру, и когда еще не было ни процентных ставок, ни спекуляций и деривативов, которые усложнили жизнь в финансовом мире».

Появление виртуальных или даже альтернативных денег стало реакцией на резко ухудшившееся социально-экономическое положение в стране, где каждый четвертый не имеет сейчас работы. В Барселоне и Малаге «банки времени» превратились в часть повседневного быта. В общей сложности в Испании уже функционируют 325 подобных финансовых учреждений, клиентами которых стали десятки тысяч граждан. По мнению английской «Гардиан», имеет место «самый масштабный эксперимент с социальными деньгами в современной истории».

Идея, в принципе, не нова. Питер Норт, преподаватель Ливерпульского университета, автор двух книг на эту тему, подчеркивает, что подобные эрзац-деньги появлялись и раньше. Практика введения в обращение альтернативных денег или купонов была принята в отдаленных шахтерских городках, в странах, находившихся под чужеземной оккупацией, во времена экономических кризисов. Но они так же быстро исчезали, как и появлялись, когда ситуация возвращалась в норму.

Однако, по мнению исследователя Норта, на этот раз эксперимент может затянуться надолго, поскольку в Испании его поддерживает – по идейным соображениям – общественное движение 15М, или, как они себя называют, «разгневанные» (indignados). Изначально его основали возмущенные молодые люди из числа тех, кто подхватили инициативу «Оккупируй Уолл-стрит», давшую толчок аналогичным протестным акциям в мире под лозунгом «Оккупируй…» (вставить по вкусу).

В публикациях «Вашингтон пост» и «Гардиан», рассказавших об этом новшестве, вернее, инициативе, идущей из низов, в подтексте угадывается идеологический фон. Жорди Мореро, 25-летний парень, владелец хлебопекарни, признает, что на виртуальные деньги он не может покупать муку, соль, сахар и другие ингредиенты для своего ремесла. Но он готов на самопожертвование и дополнительные тяготы, потому что уверен: «Ничто так не ограничивает нашу жизнь, как деньги».

Владимир МИХЕЕВ

№9(69), 2012

№9(69), 2012