Главная > Финансы & банки > Энергетика > При железной дороге не забывай и двуколку

При железной дороге не забывай и двуколку

image_pdfimage_print

Этот классический прутковский завет можно с полным правом адресовать тем, кто сейчас занимается реформированием германской энергетики. Только не надо причислять автора к замшелым ретроградам, боящимся неуклонной поступи прогресса. К развитию энергетики, основанной на возобновляемых источниках, он относится сугубо положительно. Пусть бы просто говорили об экономии энергетических ресурсов. Но эйфорические рассуждения о скором наступлении «века солнца и ветра» вызывают неприятие просто потому, что за ними просматривается стремление набить себе цену.

Оно бы и ладно: мало ли кто что говорит. Но останавливать действующие АЭС, которым еще работать и работать? Причем просто в надежде на то, что мир уже стоит на пороге эры «чистой» энергетики? Воля ваша, но выглядит это как минимум недальновидно. Представляю, как воспринимают эти политические экзерсисы профессионалы. Нет, они не молчат, они высказывают свое мнение, пытаются сопротивляться, но, как известно, против лома нет приема. И, тем не менее, давайте прислушаемся к их аргументам. Хотя бы затем, чтобы по наивности не попадаться на приманки сладкоголосых сирен.

Вот 300-страничное исследование, подготовленное Германским энергетическим агентством, в котором прямо указывается: при нынешней организации энергетического рынка ФРГ электроэнергия, получаемая из возобновляемых источников, даже в 2050 году не сможет продаваться на рыночных условиях. То есть её получение останется сугубо дотационной затеей, призванной утешить преданных, но не очень технически грамотных сторонников партии «зеленых». А на деле и сорок лет спустя, Германии придется сохранить большое число традиционных электростанций. Да еще при этом она будет вынуждена импортировать до 22% потребляемой электроэнергии. Реформы, однако…

Между тем, согласно стратегическим наметкам германского правительства, именно к 2050 году 80% электроэнергии должно производиться за счет использования ветра, солнца и биомассы. Авторы исследования приходят к выводу: при меняющихся ценах на сырье этого добиться невозможно и надо пересматривать принципы ценообразования. А если сказать попросту, то электричество, вырабатываемое солнечными батареями и ветроэнергетическими установками, честной конкуренции не выдерживает.

Дело еще и в том, что даже к 2050 году возможности накопления электроэнергии не превысят 9% от объема её потребления, а этого явно недостаточно, чтобы гарантировать стабильность энергоснабжения при неизбежных колебаниях объема производства солнечной и ветровой энергии. «Зеленая» электроэнергия может составить только 24% гарантированного объема производства, ведь от погодных условий не зависит лишь один из трех столпов возобновляемой энергетики – электричество, изготовляемое из биомассы.

А самое крамольное, с точки зрения «экологически сознательных» граждан, заключается в том, что и к середине этого века 60% гарантированного объема производства электроэнергии по-прежнему будет генерироваться на угольных и газовых электростанциях. Поскольку нынешние станции к тому времени отработают свое, для компенсации выпадающих объемов производства придется построить новые мощностью около 49 гигаватт, то есть примерно 50 больших электростанций.

Вот объясните мне теперь, какой это инвестор захочет вкладывать деньги в строительство таких станций, которые будут работать только время от времени, что называется, на подхвате. Почему? Да потому, что сохраняться, скажем, с помощью гидроаккумулирующих электростанций, будет в первую очередь «зеленое» электричество. А как же! Надо же потрафить борцам за чистоту окружающей среды, неспособным к честной конкуренции. При этом очевидно, что от случая к случаю работающие традиционные электростанции тоже будут убыточны. Занятная получается экономика!

Есть, конечно, и другой вариант – строить резервные тепловые электростанции по дешевке, не заморачиваясь всякими экологическими прибамбасами. Но о каком спасении природы тогда стоит вести речь? Утешать себя тем, что они будут работать по нескольку месяцев в год. Вот только это и остается.

Еще один момент. Чтобы компенсировать неравномерность работы ветроэнергетических и солнечных генераторов, вместо нынешних 160 гигаватт Германии придется обзавестись 240 гигаваттами мощностей, иначе не выдержать период пиковых нагрузок. Не на этом ли основании политики уверяют, что реформы к подорожанию электроэнергии для потребителей не приведут? Ну-ну…

Эксперты поступают честнее и открыто говорят: электричество подорожает, и весьма заметно.

Есть у «зеленой» электроэнергетики и еще один изъян. Начиная с 2020 года, её продукция временами будет производиться в большом избытке, заметно выше спроса на неё. К примеру, в таких погодных условиях, когда и солнце светит ярко, и ветер дует так, как надо, а потребление остается довольно низким. И в период до 2050 года примерно 66 тераватт-часов, то есть около 15% производимого в Германии электричества не найдет спроса – ни в стране, ни за рубежом, предрекают эксперты. А в пасмурную и безветренную погоду придется импортировать 134 тераватт-часа или 22% внутреннего объема производства. Но об этом мы уже говорили…

А что же «экологически сознательные» граждане? Они расценили этот доклад как «фронтальную атаку на экологические реформы». Прозвучали и другие мантры вроде «игнорирования научной компетентности, неверия в технологический прогресс и попыток блокировать насущные изменения». Но, как обычно, кроме звучной риторики почтенной публике ничего предложено не было и никаких попыток опровергнуть содержащиеся в докладе расчеты и цифры, тоже пока не предпринято.

А тут еще член берлинского кабинета министров Петер Альтмайер, возглавляющий ведомство, отвечающее за охрану окружающей среды, признался, что озабочен тем, насколько быстро в стране увеличивается число ветроэнергетических установок. Прекрасно отдавая себе отчет, что «Гринпис» и иже с ними тут же спустят на него всех собак, П.Альтмайер заявил: «Не каждый, кто предлагает немного сбавить темп, хочет торпедировать энергетические реформы». С этой разумной мыслью в принципе трудно не согласиться, поскольку и в самом деле нет никакого резона создавать новые мощности, когда соответствующим образом не расширяются возможности линий электропередачи. По солнечным батареям правительство уже установило верхнюю границу: когда общий объем подобных мощностей в стране достигнет 52 гигаватт, дотирование их установки будет прекращено. По сообщению журнала «Фокус», в ведомстве федерального канцлера уже размышляют над аналогичным решением для ветроэнергетических установок.

Кстати, у ветряков, кроме унылого внешнего вида, уродующего традиционные германские ландшафты, обнаружилось еще одно неприятное свойство. Лопасти турбин, вращаясь, трансформируют ровный солнечный свет в мерцание. Собственно, так этот эффект и называется – мерцание теней. Особенно отчетливо это проявляется, когда солнце стоит низко над горизонтом – на рассвете и на закате. Многих людей эта пульсация раздражает, кое у кого вызывает головную боль. Те, кому приходится жить рядом с генератором, частенько жалуются и на низкочастотный гул, тоже явно не укрепляющий здоровье. Пустые капризы? Не скажите!

Уже есть один доказанный случай негативного влияния ветряков на состояние человека. Директор британской тюрьмы «Уайтмор» Мартин Адлер добился того, чтобы ветряки, расположенные рядом с подведомственным ему пенитенциарным заведением, каждое утро на несколько часов отключали. Мерцание теней крайне негативно сказывалось на поведении заключенных с расшатанной психикой. Вот вам и капризы!

И на солнечных батареях тоже есть свои пятна. Поскольку в Германии до сих пор продолжают субвенционировать их установку, китайцы буквально по самое некуда завалили всю страну своим дешевым импортом, а местные производители при этом остаются на бобах. Уже подано несколько жалоб, и дело может вылиться в полномасштабную торговую войну. Кстати, эти споры омрачили августовскую поездку в Китай канцлера ФРГ Ангелы Меркель и министра по охране окружающей среды Петера Альтмайера.

Скоро Европейской Комиссии предстоит принять соответствующее решение. Если будет доказано, что китайцы и в самом деле продают свою продукцию на 30-50% ниже себестоимости, то на них задним числом могут быть наложены преизрядные штрафы. Китайская сторона настаивает на том, что не нарушала никаких правил и полна решимости отстаивать свои законные интересы. Местные компании, не теряя времени, подали иск на германских и других европейских коллег, по дешевке ввозящих в Поднебесную поликристаллический кремний, из которого изготавливают модули солнечных батарей.

Если факт демпинга удастся доказать, то особенно сильно пострадает мюнхенский концерн «Вакер хеми», четверть оборота которого основано на производстве поликристаллического кремния – из него также изготавливаются и полупроводники. Компания и в самом деле экспортирует его в Азию, преимущественно в Китай. Возмущение китайской стороны, возможно, и обоснованно: сильно страдают местные производители. Но и немцев можно понять, ведь свыше 80% устанавливаемых сейчас в Германии солнечных батарей имеют марку «Мэйд ин Чайна». И почти все крупные и средние германские производители солнечных батарей несут от этого огромные убытки, а то и вовсе сворачивают производство.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№9(69), 2012

№9(69), 2012