Главная > Финансы & банки > Энергетика > Эти бережливые немцы

Эти бережливые немцы

image_pdfimage_print

В призывах рачительно относиться к энергоресурсам нет ничего дурного: бережливость – качество хорошее. И все же давайте присмотримся повнимательнее к тому, к каким конкретным результатам приводит стремление экономить нефть и газ, запасы которых и в самом деле не бесконечны.

Вообразим человека по имени Отто Нормальфербраухер (по-русски – Отто Обычныйпотребитель), как любят именовать вымышленного среднестатистического персонажа германские маркетологи. И представим, что он, экологически сознательный человек, душевно преданный идее сохранения родной природы, заранее, еще до вступления в силу запрета на использование ламп накаливания, во всем доме – от подвала до чердака – заменил их на энергосберегающие. А также приобрел экономное реле времени для включения телевизора и купил немыслимо эффективный новый холодильник класса «А трипл плюс».

Кроме того, наш милый Отто не забыл о наружном утеплении стен дома, установил тепловой насос, повышающий эффективность системы отопления, а в стиральной машине его бережливая жена использует только программы, не нагревающие воду выше 30 градусов. Все равно белье получается почти такое же чистое, как при включении расточительной сорокаградусной программы, не говоря уже о немыслимых 60 или 95 градусах!

И теперь семья Нормальфербраухеров по праву может гордиться тем, что благодаря всем этим затеям экономит 300 евро в год. Если бы примеру этого вымышленного немца последовали все его реальные сограждане, что за жизнь бы настала! И все германское правительство не просто мечтает об этом, но строит на таком допущении стратегическую программу реформирования национальной энергетики. Все её сценарии исходят из того, что к 2020 году потребление электроэнергии в ФРГ можно снизить на 10%, а к 2025 году – на 25%. Пожалуйста, не спрашивайте, как это согласуется с намерением к тому же моменту электрифицировать значительную часть национального автомобильного парка. Кабинет министров решил – вот у него и требуйте ответа. Он знает все, в том числе и то, как при этом к 2020 году можно снизить потребление ископаемых энергоносителей – нефти, газа и угля – на 20%, как того требуют решения Европейской Комиссии. Они – что в Брюсселе, что в Берлине – видать, знают особое петушиное слово, которое поможет решить эту задачу.

Нытикам и маловерам, которые нудно интересуются, не приведет ли это все к снижению качества жизни, а то и к замедлению экономического роста, правительство уверенно отвечает: надо увеличивать эффективность использования энергоресурсов и дело будет в шляпе. Ой ли? Нет ли в этом некой попытки приукрасить действительность?

Попробуем разобраться. Для начала, вслед за некоторыми недостаточно сознательными депутатами бундестага, обратим внимание на такой прискорбный факт: после почти 20-летней непреклонной борьбы за эту самую эффективность, потребление электроэнергии в ФРГ сейчас остается почти на том же уровне, что и в 1990 году. Похоже, все же не доборолись до нужных показателей.

Между прочим, апологеты энергетической эффективности и апостолы «зеленой» политики должны были обратить внимание на то, что довольно давно уже известно экспертам: прямой зависимости между бережным использованием ресурсов и снижением их потребления нет! Ну, нет её и все! Чтобы окончательно испортить настроение экологически сознательным гражданам пойдем еще дальше и скажем, что зависимость-то наблюдается, но скорее обратная: чем эффективнее используется ресурс, тем больше его потребляется.

«Экономить благодаря эффективному использованию? Это широко распространенная попытка выдать желаемое за действительное», – уверенно говорит профессор Райнхард Мадленер из Рейнско-Вестфальской высшей школы. – В активно развивающейся системе это иллюзия».

Давайте вернемся к нашей семье Нормальфербраухеров. Отто, конечно, человек экономный, но раз уж он развесил везде энергосберегающие лампочки, то почему бы и не осветить всю дорожку до гаража? Кто сказал, что рачительный человек обязан топать в темноте? Или даже с фонариком? Прогресс, так прогресс!

Совесть у Отто и членов его семьи чиста, о природе они заботятся, а значит, можно поставить на регуляторе своего экологичного и экономного отопления температуру повыше, а иначе к чему все старания? Топить придется больше еще и потому, что из опасения развести плесневый грибок в своем идеально изолированном от внешней среды доме, они будут чаще открывать окна – да-да, тройной стеклопакет, что же еще?

Новый суперплоский телевизор – диагональ 1500 миллиметров – рекордсмен по потреблению электроэнергии на квадратный сантиметр экрана, сознательный Отто специально выбрал эту модель. Но электричества он все равно жрет вдвое больше, чем старый телик с электронно-лучевой трубкой.

Экологичный автомобиль так мало затрагивает окружающую среду, что можно отправиться в отпуск подальше от привычных родных мест – не в Баварию, а на юг Франции, а то и Испании. Ну что за беда, что бензина на путешествие семья потратит в этот раз намного больше, чем прежде: надо же вознаградить себя за старания и бережное отношение к окружающей среде.

Вот здесь-то и становится понятно: так происходит то, что эксперты называют «эффектом рикошета». В случае с использованием автомобиля германские эксперты уже просчитали: «рикошет» съедает до 67% экономии, достигнутой немалыми инженерными ухищрениями. В США результат получился еще выше – 87%. Представляете, какие приходится предпринимать усилия, чтобы выиграть скромные 13%? Заметим, что составители перспективных моделей развития, по мнению профессора Мадленера, до сих пор совершенно или слишком незначительно учитывают влияние «эффекта рикошета». Похоже, что это относится и к оптимистическим сценариям энергетических реформ, принятым федеральным правительством ФРГ. В реальности поставленных целей если и удастся достичь, то огромным напряжением сил и с большими затратами. На розовые, извините, «зеленые» мечтания это будет мало похоже.

Вообще, пренебрежение вышеописанным эффектом весьма удивительно, ведь речь идет не о недавней новинке: он известен уже свыше ста пятидесяти лет.

Еще в 1865 году британский экономист и философ Уильям Стэнли Джевонз показал, что «экономное использование топлива не приводит к снижению его потребления». С тех порт тот факт, что эффективность способна вызывать нарастание объема потребления так и называется – парадокс Джевонза.

Заняться рассмотрением этого феномена побудил шотландский изобретатель Джеймс Ватт, в 1864 году получивший заказ от Университета Глазго на создание эффективной паровой машины, способной заменить прожорливую предшественницу.

Свою задачу Ватт решил столь блестяще, что при той же мощности его детище смогло потреблять на 60% меньше угля. И что, большой удалось получить выигрыш? Куда там! Паровая машина Ватта стала одним из спусковых крючков промышленной революции, в результате чего потребление угля выросло до несопоставимых с прежним уровнем масштабов. Причем по всей стране, а позднее – и по всему миру. И сейчас уголь проклинают все экологи, возлагая на него большую долю ответственности за глобальные изменения климата.

А что происходит в автомобильной отрасли? Конечно, не желая быть козлом отпущения, она создает показательные модели с низким уровнем потребления горючего. И они находят своего покупателя. Но все же основной упор делается на создание машин, которые при том же расходе топлива развивают большую мощность. Немудрено, что объем потребления бензина и дизтоплива в ФРГ за многие десятилетия практически не снизился. И это при огромном росте эффективности автомобильных двигателей! Дело в том, что число «лошадей» под капотом немецких авто постоянно увеличивается: если еще в 2009 году их там скрывалось в среднем 118, то в первой половине этого года уже 138!

Хотите вернуться от автомобилей к осветительным приборам? Пожалуйста. Но и там картина окажется примерно той же. В Британии с 1800 по 1900 год спрос на осветительные приборы, прошедшие путь усовершенствования от сальных свечей до газовых горелок, вырос в 80 раз. К 2000 году использование света на душу населения, рассчитываемое в люмен-часах, выросло по сравнению с 1800 годом в 6500 раз. А валовой внутренний продукт, кстати, за то же время увеличился всего в 15 раз. Но все дело в том, что лампы накаливания стали массовым товаром – именно благодаря гигантскому росту их эффективности. А использование ими энергоресурсов не только не снизилось, но в огромной степени выросло. Так на чем же основаны надежды на то, что с энергосберегающими ламами в итоге все получится иначе? Тайна сия велика есть…

Если свет будет обходиться все дешевле – а новые лампы именно это и обещают – то их число неизбежно увеличится. Мало ли еще осталось в Европе темных уголков, которые можно задешево подсветить?

Вот и выходит, что единственной мерой, способной привести к реальному снижению абсолютных величин потребления энергоресурсов остается прямой налог. Тут все просто, как апельсин: больше использовал – больше оплатил. Хотите ездить на могучем авто – не жалуйтесь, что налог высок. Свет горит во всех углах, а счетчик крутится как бешеный? Пожалуйте к кассе. Все другие попытки обернутся в лучшем случае самообманом. Поэтому хочешь, не хочешь, а если решили реформировать энергетику, то и систему взимания налогов тоже придется менять.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№9(69), 2012

№9(69), 2012