Главная > Тенденции & прогнозы > Религия: женщины раздвигают границы

Религия: женщины раздвигают границы

image_pdfimage_print

Кардинал Мартини (кардинал-вольнодумец по прозвищу «анти-папа» – см. «Ватикан отстал от жизни на 200 лет») не случайно одобрял относительное гендерное равноправие в РКЦ. Сегодня уже половина всех христианских церквей признает посвящение в сан женщин. В первых шеренгах борцов за торжество женского начала в религиозных делах идут протестанты всех разновидностей, особенно в США: шансы, что их духовным наставником, которому они могли бы регулярно обращаться с исповедью и покаянием, будет представительница прекрасного пола, сегодня равны 50%.

Тенденция зародилась в начале 1970-х годов, когда здравомыслящий феминизм взял очередной бастион, и женщины стали быстро осваивать различные профессии, считавшиеся прежде чисто мужскими. В это же время случился наплыв девушек в духовные семинарии. К середине нулевых годов, как писал американский журнал «Тайм», каждый третий семинарист когда-то в детстве заплетала косички и была набожной прихожанкой.

В Соединенных Штатах в 1984 году Конвенция баптистов Юга приняла решение раздвинуть границы участия женщин в отправлении всех религиозных обрядов, но не рекомендовало посвящение их в сан. Но поскольку эта резолюция не имела обязательной силы, в каждом городке и сельской глубинке церковные власти сообразовывались с местными реалиями. В итоге женщин-священников становилось все больше. Недаром баптисты вышли из рясы великого реформатора Лютера, протестовавшего против подчинения и финансовой дани Ватикану.

Но баптисты далеко не единственные, кто следует велению времени. Второй Ватиканский собор в первой половине 1960-х годов расчистил дорогу для привлечения мирян к церковному служению. С тех пор многие из них нашли свое призвание в выполнении роли нравственного наставника. Вкупе с давней проблемой – хронической нехваткой священников в римско-католической церкви – приход мирян подготовил почву для облачения в рясу женщин. Спрос породил предложение, как гласит библия рынка.

Прогноз экспертов довольно дерзок: поскольку тенденция отражает изменения ролевых функций мужчин и женщин в светском обществе, то недалек тот день, когда святой престол в Ватикане займет прямая наследница Евы. Случись такое, и будет задним числом пересмотрена роль в истории церкви Иоанны, дочери немецкого монаха-евангелиста родом из Ингелъгейма. Благодаря своим выдающимся познаниям и дипломатическому такту, в 855 году, после смерти Папы Льва IV, она была избрана конклавом кардиналов его преемников под именем Иоанн VIII.

По преданию, которому раньше верилось с трудом, а теперь с охотой, в праздник Вознесения у церкви Святого Климента, когда Папа Иоанн VIII приветствовал(а) верующих, восседая на муле, у нее начались родовые схватки, и вскоре из широких одежд появился на свет божий младенец. Толпа вначале оторопела, потом рассвирепела и в полном соответствии с духом мракобесного времени забила папессу и ее плод камнями.

Чтобы избежать конфуза в дальнейшем, римская курия постановила проводить процедуру опознания: претендента на роль понтифика сажали в кресло с дыркой в сиденье, и проверяющий, удостоверившись в принадлежности к мужскому полу, торжественно произносил ритуальную фразу: «У него две тестикулы, и обе отлично свисают».

Правда ли, что этот эпизод достоверен? В пользу правдоподобности легенды свидетельствует два факта: деревянный стул с отверстием в седалище под названием sella stercoraria поныне хранится в Ватиканском музее, а понтифики с того самого XIII века избегали следовать злополучным маршрутом между базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано и собором Святого Петра в Риме, где Иоанна раскрыла свою женскую сущность.

Между тем стало привычным, когда паства в глухом местечке может рассчитывать только на приезд священника по большим церковным праздникам. Этакого странствующего пастыря. В остальное же время его функции выполняет тот, кто более всего достоин. И все чаще им, вернее, ею оказывается женщина. В роли, как было сформулировано в одном из декретов папы римского, «духовного руководителя». Так что не стоит исключать ситуацию, что наступит день, когда католики смогут боготворить особенного папу. Папессу. Папу женского рода.

... А вы разве до сих пор не поверили последовательным феминисткам, утверждающим, что Бог на самом деле – женщина?! Напрасно.

Владимир МИХЕЕВ

№9(69), 2012

№9(69), 2012