Главная > Открываем старый свет > Греция: Тропами апостола

Греция: Тропами апостола

image_pdfimage_print

О 2012 годе, и о том, что в этот год должно произойти нечто из ряда вон выходящее, заговорили давно – и серьезные ученые, и шарлатаны. Поводом для мыслей о последних временах служили и астрономические выкладки, и знаменитый календарь майя, где нынешний год якобы указан концом света, вспоминали и заключительную книгу Библии – «Откровение Иоанна Богослова», или «Апокалипсис».

И чем больше разговоров, публикаций, толкований и «обоснований» появляется, тем быстрее просыпается серьезный интерес к тому, чтобы самому хотя бы попытаться прикоснуться к ныне таинственному, что, возможно, было известно нашим далеким предкам.

И если календарь майя появился в совершенно отличной в целом от европейской социо-культурной среде, и данные из него дошли до нас в обрывочном и, возможно, искаженном виде, то текст Откровения родился в рамках мировоззрения, более близкого и понятного нам. Он сохранился в том виде, каким принял его на греческом острове Патмос святой Иоанн Богослов.

Не мудрено, что именно в нынешнем году дорога на этот греческий остров становится особенно интересной, если не сказать знаковой.

Без сомнения, остров Патмос – место особенное, и к его посещению необходимо подготовиться. В нынешних условиях путь до него, конечно, уже с трудом можно назвать подвигом. Тем не менее, времени он займет несколько больше, чем на другие соседние острова. Добраться до Патмоса можно только на пароме – аэропорта на нем не было, нет и никогда не будет – так постановлено греческими законами. В них прописано, что святой остров Патмос, или как его еще называют, остров Откровения, является религиозно-историческим заповедником и должен сохранять дух и традиции своей более чем двухтысячелетней истории.

Паром швартуется в порту Патмоса – горы, традиционные белые домики, голубое море и небо… Казалось бы, мрачные строки о последних днях должны были родиться в каком-то более суровом месте. Но нет! В голове – никаких дурных мыслей!

Практически сразу на одной из самых высоких точек острова замечаешь крепость, настоящую крепость с башнями и неприступными высокими стенами. На самом же деле это сама суть острова – монастырь святого Иоанна Богослова. А как крепость он был построен из-за частых набегов на Патмос морских пиратов.

Этот монастырь – основа жизни всего острова. «Культура, образование, вера, само существование острова обязано монастырю», – говорит настоятель монастыря архимандрит Антипа.

Монастырь был основан в 1088 году преподобным Христодулом – настоятелем лавры на горе Латрос в Малой Азии. Он с монахами был вынужден спасаться от набегов турок, и в итоге обосновался на острове Кос. Затем обратился к византийскому императору Алексию I Комнину дать ему и его монахам вместо плодородного Коса возможность обосноваться на пустынном и каменистом Патмосе, который когда-то служил местом ссылки. Желание преподобного было удовлетворено.

Сейчас в монастыре постоянно живут около 20 монахов, которые продолжают малоазийские традиции насельников горы Латрос, и опекают основную христианскую святыню острова – пещеру Откровения, где две тысячи лет назад святой Иоанн Богослов записал пророчества о том, «чему быть вскоре».

Пещера находится поодаль от монастыря. В нее ведет крутая лестница белого камня. При входе справа слова из Откровения: «Я, Иоанн, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие». По-над входом написано: «Это место, производящее неизгладимое впечатление, не что иное, как дом Бога; это – дверь на Небеса». За двустворчатой дверью полумрак, рассеиваемый лишь светом свечей. Свод пещеры как бы расколот натрое – по преданию, это произошло как свидетельство о Боге-Отце, Сыне и Святом Духе в тот момент, когда Иоанн Богослов получал Откровение. И тишина…

Ровно в шесть вечера ежедневно двери пещеры изнутри закрывает молчаливый хранитель, который затем начинает службу. Один...

Архимандрит Антипа возвращает нас в день сегодняшний. «Откройте «Откровение», там черным по белому написано про сегодняшние проблемы и про то, какие опасности ожидают людей в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе. Все это две тысячи лет назад было открыто христианам, что есть, и что будет, – говорит он. – Этот текст реалистичен, но от нас требуется духовная работа для того, чтобы понять и воспринять то, что через Иоанна Богослова было нам открыто».

И хоть Откровение и называют одной из самых сложных для интерпретации книг Библии, во многом поэтому ее крайне редко используют в богослужениях, настоятелю монастыря крайне просто удается растолковать основы и причины происходящего – это касается и мирской жизни – кризиса, от которого сейчас страдает и Греция, и войн, и проблем с экологией.

Кстати, в сравнении со многими соседними островами, где земля выжжена солнцем, Патмос – более зеленый и приветливый. Причину этого опять же надо искать за монастырскими стенами. Еще основатель монастыря преподобный Христодул начал засаживать остров деревьями. Традиция не прерывалась, так что некогда каменистый и суровый остров к настоящему времени позеленел и облагородился.

Между тем, архимандрит Антипа продолжает разговор о том, что так часто слышит русский человек в Греции – о единоверии и духовном братстве русского и греческого народов.

Несмотря на то, что греческое государство сейчас переживает не самый простой период жизни, братия монастыря выражает готовность принимать у себя священнослужителей и богословов из России, желающих посетить святой остров.

«Наш монастырь имеет возможность принять священнослужителей, исследователей и богословов на два-три дня в стенах нашей обители при условии соблюдения ими полного монастырского устава», – говорит настоятель монастыря.

«На острове есть также 10 скитов, которые в летнее время пустуют, и мы можем обсудить возможность расселения в них священнослужителей с семьями на более длительный период», – отмечает он.

Наступает вечер. Прибрежные поселки расцветают ночными огнями, и лишь где-то высоко, на вершине неразличимой во тьме горы, подсвечиваются прожекторами стены древнего монастыря-крепости, который продолжает хранить мир и покой святого острова и всего православного мира.

Артем ПРОХОРОВ

о. Патмос – Москва

№9(69), 2012

№9(69), 2012