Главная > Тенденции & прогнозы > УГОЛОК НАУКИ > Нейролингвистические выдумки

Нейролингвистические выдумки

image_pdfimage_print

Как определить, лжет ваш собеседник или говорит правду? Тот, кто внимательно изучает киносказки вроде «Одиннадцати друзей Оушена», без промедления даст ответ: его выдаст направление взгляда. Дескать, если человек смотрит вверх и вправо, значит – врет, как сивый мерин. Если влево – говорит правду. Вот так все просто. И это убеждение разделяют не только авторы киносценариев, но и ведущие занятий по технике коммуникаций. И те и другие ссылаются на то, что так учит нейролингвистическое программирование.

Британская исследовательница Кэролайн Уатт из Эдинбургского университета решила провести эксперимент, чтобы выяснить, так ли все обстоит на самом деле?

Отобрали 32 правши, которым нейролингвисты приписывают особую склонность врать, обязательно глядя вверх и вправо. Некоторых из них в определенных случаях попросили непременно лгать, других – непреклонно говорить правду. Эти беседы сняли на видеокамеру, тщательно изучили и пришли к выводу: никакой связи между направлением взгляда и достоверностью или недостоверностью высказывания нет.

На следующем этапе круг участников расширили до 50 человек. С утверждением нейролингвистов познакомили только часть из них. Итоговый результат у тех и у других ничем не отличался. Не входя в дальнейшие детали эксперимента, подведем итог: предположения специалистов по чтению по глазам не подтвердились.

С таким выводом полностью согласен профессор берлинского Свободного университета Михаэль Нидегген. Связь между движением глазных мышц и истинностью высказывания представляется ему установленной сугубо произвольно. Менять направление взгляда во время разговора свойственно не только завзятым лжецам, считает он.

Точно так же непонятно, откуда взялась часто встречающаяся в Интернете цифра: человек лжет до 200 раз в день. Кто-то ссылается на американских ученых, кто-то – на британских, но все это неконкретно, без имен и названий работ.

Однако есть и более достоверные источники. Скажем, американская исследовательница Белла Депауло попросила 147 испытуемых вести дневник и там точно указывать все свои большие и маленькие неправды.

Так вот, представьте себе, что их набралось в 100 раз меньше, чем вышеприведенная широко растиражированная цифра – всего по 2 в день! Стоит отметить, что самая часто встречающаяся типично американская ложь из вежливости – ответ «Отлично!» на вопрос «Как поживаешь?» – в этой статистике не учитывалась.

Но есть и другое исследование, в ходе которого было выявлено, что многие люди все же врут значительно чаще, чем дважды в день. В особенности это происходит, когда хотят кому-то понравиться или произвести хорошее впечатление.

Роберт Фельдман из Массачусетского университета пригласил 121 студента на двухминутную беседу с незнакомыми им людьми. Испытуемым было велено приложить все усилия, чтобы понравиться своим собеседникам, создать о себе впечатление симпатичных и компетентных людей. Затем самим студентам прокрутили видеозапись этой встречи и попросили их самих подсчитать, сколько раз они соврали. В результате выяснилось, что 60% участников эксперимента прибегли ко лжи – большой или маленькой.

Маленьким враньем, к примеру, считалось такое, когда кто-то говорил, что испытывает к собеседнику расположение, которого на самом деле не было и в помине. Большим – случай, когда один студент объявил себя членом рок-группы, хотя на самом деле медведь наступил ему даже не на одно, а на оба уха.

Особенно охотно к бахвальству прибегали мужчины, а дамы вели себя скромнее и сдержаннее, не столько расписывая свои достоинства, сколько подыгрывая собеседнику. В остальном же никаких больших различий между представителями обоих полов не было. В целом, все испытуемые были весьма удивлены тем, как часто они лгут. Средний показатель был 2,9! И это, заметим, в разговоре, продолжавшемся всего-то две минуты!

Участников следующего эксперимента разделили на две группы. Первой предложили побеседовать с незнакомым человеком, сказав ему, что они больше никогда в жизни с ним не встретятся. Второй части испытуемых сообщили, что им предстоит еще 3 беседы с ним же. Вы, наверное, решили, что первые врали куда охотнее? А вот и нет! В обоих случаях доля ложных высказываний составила почти 80%.

Женщины лгали куда активнее, когда их предупреждали, что предстоят новые встречи с тем же человеком. Похоже, для них стремление произвести впечатление было настолько важно, что они шли на риск оказаться разоблаченными во время следующих бесед.

Вообще же из этого исследования можно сделать вывод, что вранье – действие ситуативное, куда больше зависящее от обстоятельств, точнее, от того, как человек их воспринимает, нежели от особенностей личности.

Особенно много вралей Фридман обнаружил среди представителей возрастной категории от 18 до 34 лет. Люди старшего поколения проявляли гораздо большее благоразумие. Целый ряд исследователей – и индивидуальных, и больших коллективов – приходят к неутешительному выводу: привычка лгать и обманывать распространяется среди молодежи подобно эпидемии. По данным статистики, до 64% учеников признают, что прибегают к обману, стремясь получить хорошие оценки или наладить отношения с нужными людьми. Скажем, в германском сегменте Интернета есть целый ряд сайтов, где школьники и студенты обмениваются опытом того, как с помощью сотовых телефонов, искусно изготовленных шпаргалок и прочих ухищрений водить за нос экзаменаторов. Несомненно, есть такие ресурсы и в других странах.

Молодые и амбициозные люди лгут чаще еще и потому, что с помощью этого стремятся расчистить дорогу к успеху. Исследования также показывают, что хорошо зарабатывающие люди врут чаще и красочнее тех, чьи доходы невелики. В деловых переговорах они часто играют краплеными картами, а в конкурентной борьбе не останавливаются перед тем, чтобы нарушить правила, дабы обойти соперника.

Казалось бы, к чему обманывать, если у тебя и так дела идут вовсе неплохо? А вот поди ж ты…

Ученые подозревают, что в определенных кругах, в частности – в бизнес-сообществе, сложилась собственная система ценностей, не особенно совпадающая с общепринятой. Алчность и эгоизм в ней стоят выше, чем правдивость и способность к совместным действиям. И дело здесь не в том, что богатство само по себе делает человека лживым. Просто тот, кто стремится к обогащению любой ценой, готов ради этого врать без зазрения совести. Врать потому, что вращается среди людей, которые не видят в этом большого греха. Даже более того, считают это чуть ли не профессиональной доблестью брокера, риэлтора, инвестиционного банкира и… продолжите перечень самостоятельно.

Вот и выходит, что решающую роль играет не гражданство, религия или образовательный ценз, а тот социум, в котором вращается человек – семья, друзья, коллеги, соученики, партнеры.

Ученые подчеркивают: неверно представление о том, что всякий лжец – пропащая душа, неискоренимо аморальный человек, расчетливо преследующий собственную выгоду. Нидерландские исследователи выяснили, что чаще всего человек врет инстинктивно, а не обдуманно и корыстно.

Для этого был проведен следующий эксперимент: 76 его участников получили стаканчики для игры в кости, но такие, в которых можно было подглядеть, как легли кубики. Всем предстояло сделать по 3 броска, а затем сообщить результаты руководителю эксперимента.

За каждое очко выплачивались деньги и, таким образом, каждый оказывался перед выбором – наврать и получить побольше или остаться честным и недосчитаться определенной суммы. При этом одним участникам не давали большого времени на размышление: управиться надо было за 20 секунд. Других не ограничивали никакими сроками.

Так вот те, кому ввели временной лимит, в среднем заявили, что набрали 4,6 очка, а все прочие назвали иную цифру – 3,9, что было куда ближе к статистически ожидаемому результату в 3,5 очка. На этом основании можно сделать вывод: человеку нужно время, чтобы услышать голос собственной совести. А, будучи втиснутым в жесткие временные рамки, он может пойти по линии наименьшего сопротивления.

Ученые подсчитали, что в посланиях, отправляемых по электронной почте, оказывается на 50% больше вранья, чем в письмах, написанных от руки. Руководитель этого исследования Шарль Накэн считает это плохой новостью не только для страстных приверженцев интернет-общения, но и для налогового ведомства, поскольку декларации, заполняемые в режиме он-лайн, могут содержать заметно больше недостоверной информации, нежели обычные бумажные.

Так может быть, стоит шире применять детектор лжи, с помощью которого в фильмах выводят на чистую воду шпионов и преступников? Увы… Эта бездушная машина оказывается бессильной, если ей противостоит человек с крепкими нервами и хорошей памятью: подловить такого крайне трудно.

Андрей ГОРЮХИН

№9(69), 2012

№9(69), 2012