Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Французы покаялись в грехах

Французы покаялись в грехах

image_pdfimage_print

В порыве изящного самобичевания французы и француженки признались в ходе опроса в том, что считают себя «грубыми, сварливыми и ленивыми».

Зондаж мнений проводился парижской транспортной компанией, заинтересованной в том, чтобы определиться: имеет ли смысл заняться исправлением нравов или махнуть рукой от безнадежности. Выяснилось, что человеческий материал не настолько законсервировался, чтобы стать неподатливым при бережной психологической обработке.

К таким выводам исследователи пришли после того, как 97% опрошенных нашли своих попутчиков в городском транспорте недостаточно воспитанными и отличающимися дурными манерами. Больше всего раздражает столичных жителей то, что в метро желающие войти в вагон зачастую лезут напролом, не дожидаясь, пока другие из него выйдут. Не меньшую досаду вызывают типы, разговаривающие по мобильному телефону на повышенных тонах, по сути, презирая тем самым остальных.

В числе предосудительного поведения парижане назвали также стремление протиснуться вне очереди, перепрыгнуть через турникет, не заплатив, положить ноги на сиденье, жевать с открытым ртом и мусорить.

Руководство парижской подземки и железной дороги, осмыслив результаты опроса, развернули агитационную кампанию с целью воспитать сограждан. Появились плакаты: хам разлегся на двух сиденьях; буйвол таранит пассажиров, пытаясь пролезть в вагон; курица кудахчет по сотовому…

В принципе, подобное асоциальное поведение можно было встретить и раньше, растолковывает ситуацию французский социолог Жюльен Дамон. Что изменилось, так это отношение к такому поведенческому дурновкусию. Прежней терпимости нет. Верх взяли правила хорошего тона. «Наш подход к жизни все больше строится на стремлении к чистоте и гигиене, – говорит эксперт. – Мы неодобрительно смотрим, скажем, на тех, кто плюет на тротуар или курит в ресторанах. И это уже не просто желание видеть в окружающих людей вежливых и обходительных».

Два года назад проводился схожий опрос: что думают иностранцы о парижанах. На сайте TripAdvisor можно обнаружить его результаты: туристы сочли, что ни в каком другом городе они не встречали таких бесчувственных жителей, таких бестактных таксистов и таких наглых официантов. Кстати, о последних можно написать целое исследование (см. «Как заставить раскошелиться?») Вспомним хотя бы реплику бесподобной Марион Котияр в фильме «Хороший год», сыгравшей владелицу ресторанчика в Провансе, когда она учит Рассела Кроу, взявшегося ей подсобить: «Запомните, во Франции клиент всегда неправ».

Впрочем, не будем преувеличивать. Французы все же остаются обходительными и галантными. А агитация и пропаганда добронравия в столице оказались эффективными: 63% опрошенных затем признались, что они крепко задумались о своем поведении и решили исправиться.

Владимир МИХЕЕВ

№7-8(68), 2012

№7-8(68), 2012