Главная > Тенденции & прогнозы > Им бы что-нибудь подешевле

Им бы что-нибудь подешевле

image_pdfimage_print

Германский продовольственный рынок по праву считается самым жестким в мире. На нем сейчас действуют примерно 55 тысяч предприятий и все они – супермаркеты, дисконтеры, специализированные магазины – изо всех сил сражаются за клиента.

Между тем, в среднем на каждого потребителя приходится по 0,4 квадратного метра соответствующих торговых площадей – первое место в Европе. А конкуренция идет такая, что мама не горюй! Это выражается в ценовых войнах – безжалостных и беспощадных. Стремясь удержать клиента, ритейлеры неустанно отбивают любые попытки производителей хоть немного поднять цену на свой товар. При этом не останавливаются перед тем, чтобы ссориться с гигантами, как это было с германской пивоварней номер один – «Кромбахер» – продукцию которой две сети – «Кауфланд» и «Глобус» – вычеркнули из списков продаваемой. Пивной гигант, понятно, делает хорошую мину – дескать, мы сохраняем спокойствие, нас этим не проймешь – но на ежегодных переговорах с сетевиками, на которых определяется уровень цен на следующий год, ему теперь придется туго.

Словом – «гайц ист гайль» («скупость – это здорово»), как гласил рекламный слоган одной сети, торгующей электронными товарами. Исповедуют его не только сети, но и мелкие розничные торговцы, как свидетельствует исследование, проведенное компанией «Гезельшафт фюр конзумфоршунг» (ГФК). Особое внимание в нем уделено дисконтерам, что совершенно естественно: через них – «Альди», «Лидль» и иже с ними – проходит до 43% оборота продовольственных продуктов, который в целом оценивается в 169 миллиардов евро. И поведение этих сетей оказывает максимальное влияние на рынок. Собственно, они-то и ведут эти ценовые войны, в которые оказываются втянутыми их прочие коллеги. Дело еще и в том, что рынок продовольствия весьма концентрированный, в нем 73% приходится на пять предпринимательских групп.

Легко представить, каково приходится производителям. Жалобы Объединения германской продовольственной промышленности на недостаточную долю прибыли, достающуюся тем, кто, собственно, и изготовил весь товар, можно слышать практически постоянно, но сделать удается немного. В критических случаях доходит даже до открытых протестов, как это было в 2009 году с производителями молока, но такое помогает лишь ненадолго. Скажем, сейчас маржа, которую получают молочники – 26 евроцентов с литра – практически не отличается от той, что они с боем вырвали в 2009 году.

Кстати, молочные продукты – одна из самых жестоких сфер конкуренции. По данным ГФК, они входят в перечень 40 продуктов, по которым идет постоянное перетягивание каната. Кроме молока, масла и йогуртов туда включены шоколад, кофе, фруктовые соки… Всего же этот список товаров повседневного спроса включает в себя 230 позиций. Но указанные 40 наименований важны тем, что с их помощью добывается до половины оборота.

Хорошо ли это для потребителя? В общем-то да. Среднестатистический герр Майер тратит на продукты одну из самых низких в Европе долей своего заработка, Скажем, в 2012 году на продовольствие, напитки и табачные изделия у него уходили скромные 14,2%. Это только на три процента выше среднего показателя по ЕС. Из сравнимых с Германией стран – речь-то все-таки не о Кипре или Мальте – лучше показатели только у Великобритании – на 2% выше среднего. Австрия или Нидерланды превышают этот показатель на 8% и 7% соответственно, а Швейцария – и вовсе на 62%.

Если взять хлеб и изделия из зерновых, то здесь дело обстоит не так благополучно: рост цен налицо. Но это определяется ситуацией на мировом зерновом рынке, все более сильно влияющей на германский. Почти все серьезные дисконтеры говорят, что в будущем цены станут расти – и не только на хлеб. Скажем, «Альди» ведет речь о «минимум пятидесяти ходовых товарах».

Однако аналитики рынка особенно не обольщаются этими обещаниями, рассчитывая, скорее, не на 50 позиций, а на 50%. То бишь, на подъем цен половины продовольственных товаров – и не только у «Альди». «Реве» и «Тенгельман» тоже, несомненно, попробуют пойти по этому пути. Удастся ли? Увидим.

А как обстоят дела в сегменте элитного продовольствия и био-продуктов? Несомненно, он расширяется, и этого нельзя не заметить. Но занимаемая им доля рынка все же остается в Германии вполне скромной: немцам традиционно подавай что подешевле. Из уже упоминавшихся 169 миллиардов евро био-продукты составляют 5,9 миллиарда, или 3,5%. Вот вам и забота о здоровье, вот вам и экологическая сознательность! Недаром говорится – все добрые намерения улетучиваются на подходе к кассе.

Андрей ГОРЮХИН

№7-8(68), 2012

№7-8(68), 2012