Главная > Дневник событий > Иммиграция > Рост антицыганских настроений в Норвегии

Рост антицыганских настроений в Норвегии

image_pdfimage_print

Официальный сайт премьер-министра Норвегии Йенса Столтенберга буквально затопили резкие расистские высказывания и обвинения главы правительства в предательстве национальных интересов. Разумеется, часть из них связана с процессом над массовым убийцей Андерсом Брейвиком. Но не только.

Еще одним детонатором массовых страстей стали цыгане, приехавшие в эту северную страну из Восточной Европы, главным образом из Румынии. По официальным данным, их насчитывается около 2 тысяч человек, они сосредоточились, в основном, в Осло и его окрестностях и занялись привычным национальным промыслом – попрошайничеством. Даже заместитель руководителя столичной полиции Рогер Андерсен вынужден был деликатно заметить, что для Осло «это слишком много». Поскольку одними доброхотными подаяниями не проживешь, часть из незваных гостей перешла к активным действиям, пополнив норвежский преступный мир. Об этом неопровержимо свидетельствует статистика, согласно которой румынские цыгане занимают в столице первое место среди всех правонарушителей иностранного происхождения.

Местные жители, раздраженные приставаниями побирушек, тоже перестали ограничиваться одними отповедями. Действия некоторых из них, увы, подпадают под статьи уголовного кодекса. Временный лагерь «понаехавших» цыган, расположенный в пригороде Осло, был обстрелян ракетами – пока, слава богу, всего лишь из арсенала торговцев фейерверками. А вот в Тронхейме дело зашло дальше, и местный цыганский табор – извините, лагерь – был обстрелян уже всерьез, хотя и без жертв.

Руководство и сотрудники газеты «Фолк эр фолк», нанявшей цыган в уличные продавцы своей продукции, регулярно получают угрозы, сформулированные вполне по-взрослому – дескать, убьем и все тут. Представители правых популистских партий воспользовались удачным моментом для того, чтобы потребовать скорейшего выдворения нежелательных иностранцев. Этому немало способствовала информация о том, как именно бойкие пришельцы не только продают газеты, но и успешно пользуются многими благами норвежского социального государства, в процветание которого сами не вложили никаких усилий. Министерство труда опровергло это, но, как говорится, осадочек-то остался.

В общем, ситуация накалилась настолько, что вопросом о том, как, собственно, дело дошло до такой жизни, занялось правительство Норвегии. Закон решает проблему однозначно: граждане стран ЕС могут находиться в Норвегии сроком до трех месяцев, но при условии, что они сами обеспечивают свое пребывание. Но дело-то в том, что никакого пограничного контроля для граждан Союза не предусмотрено, а потому указанное положение закона превращается в беззубое благопожелание.

Министерство юстиции – в полном соответствии с уровнем фантазии подобных инстанций – предложило сделать решительный шаг. Надо, дескать, составить полицейский регистр всех нищих. Чем и кого это должно испугать – непонятно.

Но вот на то, чтобы принять хотя бы вполне очевидную меру – вернуть отмененный шесть лет назад запрет на попрошайничество, власти пока не решаются. Пока речь ведется только о частичном запрете, который может вводиться по усмотрению коммунальных властей – исходя из потребностей ситуации. Так, во всяком случае, высказался представитель правящей Рабочей партии Яан Бёлер. Это, якобы, будет «гибче и разумнее» тотального запрета. Интересно, никто и в самом деле не догадывается о том, что гуманно воздержавшиеся от запрета коммуны будут мигом заполонены агрессивным побирушками?

Рассмотрение новых законодательных предложений намечено на осень.

Андрей ГОРЮХИН

№7-8(68), 2012

№7-8(68), 2012