Главная > Финансы & банки > Экономика > Регионы Испании в долгах, как в шелках

Регионы Испании в долгах, как в шелках

image_pdfimage_print

Финансовый кризис настиг даже некогда благополучную Каталонию

Вслед за региональными властями Валенсии и Мурсии с просьбой о срочной финансовой помощи к центральному правительству Испании обратилась ещё недавно самая процветающая и богатая – после Мадридского округа – автономия: Каталония. Её валовой внутренний продукт достигает 200 миллиардов евро в год, и этот регион по уровню процветания нередко сравнивают с итальянской областью Ломбардия.

Сигнал бедствия из Барселоны прозвучал в конце июля, несмотря на проводимую жёсткую финансовую политику каталонского правительства, которое решительно сократило многие расходы, в том числе, на здравоохранение и просвещение. Уже несколько месяцев выпущенные местными властями облигации не интересуют покупателей. Долг нарастал с каждым днём и достиг почти 42 миллиардов евро. Стало нечем платить жалованье примерно 230 тысячам государственных служащих, а также пенсии пожилому населению.

Преодолев собственную гордость, которой широко известны каталонцы, они обратились за спасением к Мадриду, но он и сам не успевает латать финансовые дыры в стране. Ожидается, что вслед за тремя испанскими автономиями дефолт будут вынуждены объявить ещё минимум пять. Всего их насчитывается семнадцать, они создавались в процессе перехода от диктаторского режима Франко к демократии и были наделены широкими полномочиями, в том числе, по использованию щедрой помощи из европейских фондов на не всегда оправданные стройки. Достаточно сказать, что та же Каталония обладает собственной секретной службой, полицией и постоянными представительствами («посольствами») во многих странах. Совокупный долг автономий сейчас достигает 140 миллиардов евро.

Европейские эксперты подсчитали, что на спасение всей Испании от долгового кризиса Евросоюзу потребуются 300-400 миллиардов евро. Иначе дефолт одной из крупнейших в ЕС экономик может стать неизбежным с катастрофическими последствиями для всей еврозоны.

Впрочем, испанская история свидетельствует, что эта страна пережила уже 13 (!) банкротств и является мировым рекордсменом по этому печальному показателю.

Действительно, первой финансовой катастрофой королевства можно считать прекращение платежей двором короля Фелипе II ещё в XVI веке. Тогда Испания впервые в мире выпустила некое подобие облигаций, а затем отказалась погашать свои ценные бумаги. Во многом был виновен отец этого монарха Карлос I, который залез в огромные долги, стремясь возглавить Священную Римскую Империю. В результате, напоминает газета «А-Бэ-Сэ», разорился крупный германский банк (напрашиваются сегодняшние параллели!), потерявший 4 миллиона флоринов, и сильно пострадали финансово территории тогдашних Фландрии и Нидерландов.

В том же веке ещё дважды дефолты потрясали Испанию. Они были вызваны массовым притоком на Пиренейский полуостров золота и серебра из заокеанских колоний – стран современной Латинской Америки, что провоцировало гигантскую инфляцию в метрополии… А самым «свежим» банкротством Испании можно считать финансовый катаклизм во время гражданской войны в 1939 году, когда испанский правитель Франсиско Франко накопил долг, эквивалентный нынешним 85 миллионам евро, и отказывался погашать его...

Сейчас для преодоления кризиса правительство делает ставку на экспортную модель, явно ориентируясь на Германию. И некоторые успехи на этом пути уже достигнуты: в прошлом году испанский экспорт вырос на 15%. Однако все еще существует немало препятствий, главное из которых – необходимость вовлечения мелких и средних компаний к производству экспортных товаров, чем известна, например, Италия. Но для этого необходимо кредитование таких фирм, а вот с этим дело обстоит из рук вон плохо: большинство банков Испании погрязли в крупных долгах и отчаянно борются за выживание. Кроме того, по известной причине Мадриду приходится искать новые рынки – за пределами еврозоны.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

Одним из примеров безрассудной траты огромных средств региональными властями Испании на ненужные объекты может служить судьба сверхсовременного международного аэропорта имени Дон-Кихота в городе Сьюдад-Реаль.
В недавний период экономического процветания, казавшегося вечным, местные власти решили израсходовать около полумиллиарда евро на сооружение аэропорта в провинции Кастилья-Ла-Манча, всего в 180 километрах от Мадрида, где давно действует прекрасная воздушная гавань. В 2008 году новый объект, рассчитанный на 2,5 миллиона авиапассажиров и приём широкофюзеляжных лайнеров, был торжественно открыт.
Однако в следующем году он принял лишь 54 тысячи путешественников и вскоре накопил долги на 300 миллионов евро. А сегодня аэропорт бездействует – «временно закрыт», и никто не знает, когда снова здесь начнут садиться и взлетать самолёты.

№7-8(68), 2012

№7-8(68), 2012