Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > «Да будет навеки имя твое Али!»

«Да будет навеки имя твое Али!»

image_pdfimage_print

Такой заголовок берлинская «Вельт» предпослала разговору о том, как германские суды запрещают иммигрантам брать немецкие имена. Скажете, не может такого быть? Еще как может!

Вот, к примеру, гёттингенский административный суд запретил семье выходцев из Азербайджана взять себе новые имена. Родители и трое детей хотели обзавестись немецкими прозваниями, чтобы избежать возможной дискриминации и того, чтобы их сразу можно было отнести к определенной национальной и религиозной группе. Оставим за скобками вопрос о том, зачем им этот маскарад было нужен: ну, хочет азербайджанец называться, положим, Энгельберт Оксеншванц, и аллах с ним.

Но суд-то, суд какими мотивами руководствовался? В решении говорится, что хотя определенные препятствия, возникающие в связи с иностранным именем исключать и нельзя, но к задачам права не относится исправление искажений общественного развития. А? Как сформулировано! Умри – лучше не скажешь!

Да, но германскими законами изменение имен и фамилий разрешено, скажем, в том случае, когда их правильное написание оказывается практически не по силам чиновникам из различных ведомств или нанимателям. Да ещё, если ваша фамилия Гитлер, Геббельс, Гиммлер или Кальтенбруннер, то сменить её на Майер или Шульце проблемы не составит. Больше всего повезло, как всегда, старине Мюллеру: у него в Германии однофамильцев пруд пруди, и фамилию менять никому и в голову не придет.

Выходцы из России оказываются в этом отношении в некотором преимуществе: Иван легко превращается в Иоханна, Евгений в Ойгена, а Андрей в Андреаса. С фамилиями дело обстоит несколько сложнее, но Петрофф и Смирнофф все же довольно привычны для немецкого уха.

Но все же есть и другие примеры. Так, родившийся в Хемнице Пауль Герхард Хюбш преспокойно превратился в Хидиятуллу Хюбша. Принял ислам и вот вам – пожалуйста. Точно так же из Фрица, то есть Фридриха Мюллера получился Абу Мюллер. То есть все же могут, когда хотят?

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№5(66), 2012

№5(66), 2012