Главная > Финансы & банки > Энергетика > Готовь электростанции летом

Готовь электростанции летом

image_pdfimage_print

Минувшей зимой, по свидетельствам экспертов Федерального сетевого агентства, Германия несколько раз находилась на грани обширного блэкаута. Слава богу, зима была довольно мягкой, и удалось выкрутиться. Но все резервные мощности в ФРГ были приведены в действие, и приходилось обращаться за помощью к зарубежным коллегам. В докладе агентства ситуация оценивается, как «очень серьезная». «Если бы в этой ситуации дело дошло до отключения крупной электростанции, никакой возможности для компенсации этого выпадения уже не было бы», – указывается в докладе.

Как заметила одна из газет, в переводе с чиновничьего немецкого на обычный язык это означает: «мы едва избежали катастрофы».

А что же случится будущей зимой? Ведь никто не обещал, что она окажется такой же снисходительной к слабостям германской энергетики или войдет в понимание сложностей, связанных с отказом от атомных электростанций. Сложностей, кроме всего прочего, уже принесших гигантские убытки крупнейшим энергетическим компаниям.

Так вот, агентство предупреждает: падение производства энергии на ветровых и солнечных установках в грядущие холодные месяцы будет компенсировать еще труднее. Парадокс в том, что вместо АЭС, опасность от которых в Германии, не подверженной ни землетрясениям, ни цунами, все же, скорее, гипотетическая, придется на полную катушку использовать угольные электростанции, давно превращенные в пугало экологическими экстремистами. А в нынешних условиях они оказались не только самыми экономически выгодными, но и просто-таки палочкой-выручалочкой.

Знающие люди винят в таком положении вещей главный инструмент энергетической перестройки в ФРГ – «Закон об возобновляемых источниках энергии». Он предписывает приоритетное использование электроэнергии, произведенной с помощью ветра и солнца. Некогда, двенадцать лет назад, в этом был отчетливый маркетинговый смысл – «эко-электричество» пропихивали на рынок, который в нем тогда особенно не нуждался. А сейчас у благих намерений начали проявляться побочные последствия, которые могут оказаться чуть ли не катастрофическими.

Любой профессионал-энергетик не сможет не признать очевидное: устойчивое энергоснабжение сейчас могут обеспечить только газовые и угольные электростанции, не зависящие от капризов природы. Но вышеупомянутый закон теперь просто выдавливает их с рынка.

Ну, хорошо, жечь уголь – это не мед есть, все понятно. Но перспектива масштабного блэкаута, она разве лучше? Ведь экономические последствия отключения энергии даже предсказать трудно. Специалисты сходятся только в том, что исчисляться они будут миллиардами евро в сутки, а при продолжительных отключениях возможны и человеческие жертвы…

Сложность еще и в том, что «эко-электричество» производится децентрализовано и это предъявляет повышенные требования к сетям: для маневра постоянно требуются свободные линии. А с этим в Германии дело обстоит хуже некуда. Нехватка по самым скромным подсчетам составляет 3500 километров, причем особенно не хватает магистралей, соединяющих «энергоизбыточный» север с «энерогонедостаточным» югом.

Конечно, всегда остается возможность импорта электроэнергии, общий европейский рынок, понимаете ли, и все такое прочее. Но холодной зимой у соседей – всерьез рассчитывать стоит только на французов – может и у самих не оказаться лишнего. Это раз. Для расширенного импорта нужны, опять-таки, сети. Это два. Правительство, затевая энергетическую перестройку, клялось и божилось, что закупать электричество за рубежом не придется. Это три.

Когда было принято решение отказаться от использования АЭС – в самый разгар постфукусимской истерии – правительство Германии утверждало, что это маневр будет стоить 1-2 миллиарда евро в год. Для внутриведомственного пользования, якобы, фигурировала цифра в 3 миллиарда евро.

Ох, как бы все это не обошлось куда дороже…

Андрей ГОРЮХИН

№5(66), 2012

№5(66), 2012