Главная > Тенденции & прогнозы > Партнерство Евро-БРИКС: вместе в путь после кризиса

Партнерство Евро-БРИКС: вместе в путь после кризиса

image_pdfimage_print

Этим специальным выпуском МАР, посвященным будущему сотрудничеству Евро-БРИКС, ЕЛПП/E2020 продолжает свое исследование путей, ведущих в мир после кризиса. Поэтому речь идет о том, чтобы предвосхитить процессы, которые позволят построить модель управления в XXI веке и восстановить мирное равновесие между ключевыми центрами силы на планете.

Вовсе не случайно мы предпочли выпустить этот специальный номер сразу после президентских выборов во Франции. В самом деле, поражение Николя Саркози знаменует собой окончание проамериканского вектора французской политики, которая вынудила эту страну полностью поддерживать в течение 5 лет геополитические интересы оси Вашингтон/Лондон/Тель-Авив. Победа Франсуа Олланда означает, напротив, не только возврат к галло-средиземноморскому геополитическому видению (видению независимой Европы), но также утверждение неотложной необходимости исследовать новые отношения с БРИКС.

Как мы сможем констатировать в этом номере МАР, сотрудничество Евро-БРИКС уже в значительной мере продвинулось во многих областях (наука, технологии, экономика,…), однако ему все еще не хватает четкого политико-дипломатического базиса, который единственно сможет позволить такому сотрудничеству оказать конструктивное влияние на эволюцию мира. Германия открыла для себя этот путь в 2011 году, когда на Совете Безопасности ООН воздержалась, наряду с Китаем, Россией и Бразилией, от голосования по вопросу военной интервенции в Ливию. Однако по причине проамериканской позиции, которую заняла Франция, ничего конструктивного не могло появиться в вопросе углубления общих интересов Евро-БРИКС. Тем не менее, мировой экономический и финансовый кризис, долговой кризис в Европейском Союзе и очевидная безысходность военных западных авантюр, привели к появлению многочисленных сторонников сближения среди европейцев, с одной стороны, и россиян, китайцев, индийцев, бразильцев и южноафриканцев, - с другой. И смена власти во Франции точно позволит Европейскому Союзу, или, по крайней мере, ядру стран вокруг франко-немецкого тандема, заложить в 2013 году основы подлинного стратегического сотрудничества Евро-БРИКС.

Конечно, как и в любом партнерстве, в Евро-БРИКС существуют многочисленные трения и разногласия. Именно по этой причине подобный диалог необходим. Если бы существовал политико-дипломатический базис Евро-БРИКС, то напряженность вокруг европейского налога на углероды для неевропейских авиационных компаний не отравила бы на многие месяцы отношения между Брюсселем, с одной стороны, и Пекином, Москвой, Нью-Дели и др., - с другой. В самом деле, «облегчающее решение» было бы уже
давно названо на европейском уровне с тем, чтобы найти почву для взаимопонимания между различными партнерами, а именно на уровне Организации международной гражданской авиации (OACI), вместо того, чтобы позволять Европейской комиссии поставить, в перспективе, Европейский Союз в невыносимое положение.

Это «облегчающее решение» способствовало бы также отходу от идеологической позиции комиссара Кони Хедегаард(1), ведущей досье Комиссии, и уменьшению противостояния, которое может только повредить сотрудничеству между Европой и странами БРИКС.

Кроме этого примера и многочисленных случаев двустороннего сотрудничества Евро-БРИКС, конечно, именно в рамках встречи Большой двадцатки особенно четко
проявится роль подобного партнерства, начиная с 2013 года. В вопросах реформы международной валютной системы, а именно мировой резервной валюты, как и в
вопросах контроля больших частных финансовых операторов, Евросоюз и страны БРИКС имеют очень схожие стратегические интересы. И вместе они составляют значительную часть Большой двадцатки. Именно они, и только они, могут продемонстрировать новое видение посткризисного мира и динамику, позволяющую претворить его в жизнь. Поскольку, как это подчеркивали ЕЛПП/Е2020 с 2009 года и встреча Большой двадцатки в Лондоне, без отказа от роли американского доллара и без строгого контроля крупных частных финансовых институтов не будет возможен выход из кризиса.

Однако в мае 2012 года, впервые с начала мирового кризиса, условия, как нам кажется, совпали для того, чтобы суметь быстро продвинуться в сфере стратегической кооперации Евро-БРИКС и, таким образом, получить шансы на преодоление текущего кризиса. Мы надеемся, что этот специальный номер МАР поможет вам составить представление о пути, который предстоит пройти в ближайшие годы и даст более ясное понимание великих геополитических изменений, которые вскоре произойдут относительно ситуации, сложившейся в мире еще с 1945 года.

Последний элемент этого специального номера Евро-БРИКС, Журнала Политических Прогнозов, будет доступен не только во Франции, Англии, Германии и Испании, как и обычные номера, но также в Португалии, России и Китае.

-----------

1. Следует напомнить, что Кони Хедегаард, в то время датский министр по защите окружающей среды, вынуждена была покинуть пост президента Саммита в Копенгагене по вопросам климата в декабре 2009 года из-за общего возмущения ее методами управления переговорами. Эта «деталь» не должна была бы ускользнуть от внимания европейцев в их сегодняшних дискуссиях со странами – членами БРИКС по вопросу налога на выбросы углекислого газа. Источник: Гардиан, 16.12.09

СОДЕРЖАНИЕ

Колонка редактора - Партнерство Евро-БРИКС: вместе в путь в мире после кризиса (стр. 3)
Институты - Результаты Четвертого саммита стран БРИКС и перспективы сотрудничества между странам БРИКС и Европейским Союзом (стр. 5)
Справочное - Выводы семинара основателя процесса Евро-БРИКС (стр. 7)
Стратегическое сотрудничество - Перспективы для стратегического сотрудничества Евро-БРИКС: точка зрения Бразилии (стр. 9)
Геополитика - Россия и Бразилия в группе БРИКС: планы на будущее (стр. 12)
Экономика - Роль кооперации ЕС – БРИКС (стр. 14)
Торговля - Кооперация стран БРИКС в сфере формирования торговой политики и приоритетов БРИКС и ЕС – БРИКС (стр. 20)
Денежная система - Китайские руководители в двух шагах от либерализации баланса движения капиталов и кредитов (стр. 22)
Образование - Перспективы сотрудничества в сфере образования (стр. 25)
Досье: Аэрокосмический комплекс
. Европейский путь в космос проходит через Китай и Россию (стр. 27)
. Аэрокосмический комплекс Евро-БРИКС и технологии суверенитета: космос (стр. 29)
. Аэрокосмический комплекс Европы и БРИКС: вклад в обсуждение сотрудничества Евро-БРИКС в сфере освоения космоса (стр. 31)

Полный текст в формате PDF

Франк БЬЯНКЬЕРИ,
директор ЕЛПП/E2020

№5(66), 2012

№5(66), 2012