Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Крупнейшие экологические ошибки немцев

Крупнейшие экологические ошибки немцев

image_pdfimage_print

Исследованию проблемы, вынесенной в название, посвятил Александр Нойбахер свою книгу, недвусмысленно озаглавленную «Экопомешательство».

Нет, он не отрицает того, что многие сограждане действуют из самых лучших побуждений, стремясь помочь природе родного края справиться с антропогенным и техногенным напором. Но ведь все мы знаем, куда ведет дорога, вымощенная самыми лучшими намерениями…

Начнем с простого примера: едва ли кому-то не знакома кнопка туалетного бачка, состоящая из двух частей – полного слива и экономного. Весьма экологичная затея. Зачем лить лишнюю воду, правда? Одно маленькое «но»: если в канализационную систему поступает недостаточно воды, то фекалии неизбежно скапливаются в крупных магистралях, откуда соответствующим службам потом приходится их вымывать, тратя на это изрядные усилия и огромное количество чистой водопроводной воды. Как свидетельствует беспристрастная статистика, в одном только Берлине в пиковые периоды на это ежедневно уходит полмиллиона кубометров, что соответствует 3,3 миллиона полных домашних ванн.

Для сравнения: население германской столицы составляет сейчас 3,496 миллиона человек и почти каждому из них хватило бы растраченной воды на все гигиенические процедуры. Хорошая выходит экономия. Как гласит народная поговорка, «собираем крохами, продуваем ворохами…».

Погодите, но неужели нельзя использовать для промывки воды Шпрее, окраска которых, как правило, колеблется от серой до зелено-коричневой? Можно, но только засоры случаются совсем не там, где речная вода под руками. А прокладывать к угрожаемым местам специальные магистрали с технической водой обойдется куда дороже, чем просто промыть всё водопроводной.

Продолжим примеры. Такой же точно химерой, только большего масштаба, обернулись попытки производить «чистую» электроэнергию. Как язвительно заметила одна германская газета, продажа «экологичной» электроэнергии хороша для очистки совести покупателей, но не земной атмосферы от двуокиси углерода. Всё, что Германия не без труда и затрат выигрывает с экологической точки зрения, затем превращается в квоты на загрязнение атмосферы, которые продаются ближайшим соседям – полякам. Не знаю, есть ли от этого экономическая выгода, но экологической – решительно никакой.

Интересно получается: с людьми ведут разъяснительную работу, они привыкают действовать экологически сознательно, тратят на это силы, а политики принимают решения, которые разом перечеркивают все их усилия. Решения, поражающие своей экологической бессмысленностью. О чем это я? Да, к примеру, о лампочках.

Европейская Комиссия долго думала и постановила: лампы накаливания должны постепенно, но навсегда исчезнуть с магазинных полок. И в комнатах европейских домов они уступят место новым – экологически более приемлемым. А что – энергию экономят? Экономят! Баланс углекислого газа в атмосфере улучшают? Улучшают! Все выглядит чудесно.

Правда, только до тех пор, пока они не лопаются или не бьются, упав на пол. Тогда в ваше жилище попадает ртуть – со всеми вытекающими из этого малоприятными обстоятельствами. А они наступают даже тогда, когда количество этой ртути совсем невелико.

Возьмем еще одну парадную экологическую тему – сортировка мусора. Пожалуй, нет ни одной страны мира, где бы это делалось тщательнее, чем в Германии. В некоторых семьях держат по пять раздельных контейнеров для разных видов мусора – это вам как? К примеру, в один из них полагается складывать стаканчики от йогуртов. Причем, во многих семьях их, прежде чем выбросить, даже моют! Представляете, какая царит высокая сознательность и забота о родной природе? А знаете, где потом оказывается большая часть этих упаковок? В мусоросжигательной печи!

Да-да, на переработку отправляется только 36% пластмассового мусора – это предписано законом. А оставшиеся 64%? А вот с ними уже поступают так, как это выгодно тем, кто занимается утилизацией мусора. А им, разумеется, выгодно то, что дешевле – то бишь, «термическая утилизация». А если попросту, то сожгли – и дело с концом! Вот скажите мне, пожалуйста, на кой черт для этого надо заниматься сортировкой мусора на дому?

Вроде бы неплоха была затея, нацеленная на то, чтобы отпугнуть покупателей от одноразовых бутылок. И заставить переключиться на многоразовые, за которые взимается залог. Но все получилось ровно наоборот: доля многоразовых бутылок становится все меньше, она уже упала ниже 50%. Почему? Не была учтена человеческая психология: при сдаче тонкостенные одноразовые бутылки сразу крошатся и многие принимают это за их утилизацию. На самом же деле они потом оказываются все в той же мусоросжигательной печи.

Недаром автор «Экопомешательства» считает, что Юрген Триттин – «это тот министр охраны окружающей среды, от которого окружающая среда до сих пор никак не может оправиться».

По мнению Александра Нойбахера, германская экологическая политика становится все более истеричной, превращающейся в некую эрзац-религию, предписания которой выполняют даже тогда, когда это приносит больше вреда, чем пользы.

Вот почему он и призывает не полоскать пластиковые стаканчики, прежде чем их выбросить, а задуматься над тем, как можно добиться того, чтобы политики не просто использовали в своих целях модные экологические темы, а принимали решения, реально идущие на пользу природе.

Александр ВАРВАРИН

№3(64), 2012

№3(64), 2012