Главная > Финансы & банки > Валюта > Так кто кому должен?

Так кто кому должен?

image_pdfimage_print

Средиземноморские страны частенько обвиняют Германию в том, что она больше других выиграла от введения евро, а теперь скупится на помощь попавшим в затруднение партнерам. Вот только, пожалуйста, не говорите что-нибудь подобное известному экономисту Хансу-Вернеру Зинну. Его ответ вас явно разочарует.

Германия не нажилась на евро, уверяет он. До самого начала кризиса 2008 года у ФРГ был второй с конца, а временами и самый низкий в Европе экономический рост. Да к тому же самый низкий уровень нетто-инвестиций и массовая безработица. Германия прошла через крайне болезненный процесс девальвации по отношению к своим внешнеторговым партнерам. Ничего себе выгоды, а? ФРГ имеет внешнеторговый профицит, который по определению равен оттоку капитала из Германии – это тоже по вашему выигрышно для немцев? А болезненные социальные реформы, которые правительство Шредера было вынуждено провести, через колено ломая протестующее общество?

Другое дело, что сейчас, в ходе тяжелейшего кризиса, Германия нежданно-негаданно получила определенные выгоды – с этим Х.-В.Зинн не спорит. Но какие? Немецкие капиталы, аккумулировавшиеся в форме сбережений, утекали из страны на экономическую периферию Европы, финансируя тамошний бум потребления, а теперь они остаются дома: рисковать ими хозяева совсем не хотят. Но деньги просто так лежать не могут, а поэтому ими теперь финансируется нынешний строительный бум в ФРГ. Вот когда Германия стала получать выгоды, но и то не от евро, а от еврокризиса, уверен Х.-В.Зинн.

№3(64), 2012

№3(64), 2012