Главная > Дневник событий > В фокусе > Венгрии пеняют на несвободу прессы

Венгрии пеняют на несвободу прессы

image_pdfimage_print

Европейская Комиссия постепенно усиливает психологическое давление на правительство Виктора Орбана в попытке заставить власти Венгрии смягчить законодательство, поставившее в жесткие рамки национальную прессу.

В Брюсселе состоялись общественные слушания, организованные комиссией по правам и свободам Европарламента. Они прошли под патронажем члена Еврокомиссии Нели Крус, и это из её уст прозвучала символическая фраза: в руководящих органах ЕС сохраняются сомнения относительно «качества демократии и политической культуры» в Венгрии. В ответ министр юстиции и одновременно вице-премьер Венгрии Тибор Наврачич заверил, что правительство «поддерживает диалог с Еврокомиссией» и «завершает техническое обсуждение» принятых законов, вызвавших столь резкую критику в ЕС.

Этим ответом, судя по всему, Нели Крус не удовлетворилась и потому повторила, что исполнительная власть в Венгрии «должна сделать нечто большее, чтобы успокоить Еврокомиссию» и доказать, что она «всерьез воспринимает свободу выражения и плюрализм в средствах массовой информации». Госпожа Крус выразила озабоченность нападками властей на прессу, что, помимо прочего, «приводит к самоцензуре».

В ходе брюссельских дебатов выступил Андраш Арато, руководитель радиоканала «Клубрадио», у которого в конце декабря была отобрана лицензия на вещание. Эта мера вызвала уличные протесты слушателей оппозиционного радиоканала в Будапеште. Тогда власти продлили лицензию еще на два месяца. По словам Арато, «ситуация со свободой прессы в Венгрии не идет ни в какое сравнение с тем, что имеет место в других странах ЕС» и поэтому «необходим закон о СМИ, который бы закрепил свободу слова и плюрализм, чтобы избежать произвола».

Попутно в ходе дебатов была поднята тема уличных и площадных манифестаций. Один из активистов протестного движения Атила Копиаш указал на опасность нового закона, который вступит в силу 15 апреля. «Всех, кто в течение шести месяцев совершил два правонарушения, могут посадить за решетку. У меня уже их пять (правонарушений) за полгода. Если применят этот закон, то я не смогу приехать в Брюссель», – пожаловался он.

Пикантным моментом стали всплывшие разногласия между Крус и Наврачичем. Когда Нели Крус спросила министра юстиции, готово ли правительство Виктора Орбана следовать рекомендациям Еврокомиссии по изменению закона о прессе, тот заявил – да, но только в том случае, если эти рекомендации не будут противоречить венгерской Конституции. На что Крус возмутилась: во время предшествовавшей слушаниям их встречи вдвоем, всего за два часа до этого, Наврачич дал совсем иной ответ.

Не исключено, что министр вынужден был публично придерживаться более жесткой позиции, учитывая и те директивы, которые были им получены, и общий консервативный настрой у большинства избирателей в Венгрии. Наследница древней Панонии уникальна во многих смыслах: в отличие от практически всех остальных стран ЕС, где студенчество всегда исповедует левые идеи и склонно к левому радикализму, здесь, как отмечают оппозиционные лидеры, учащиеся вузов привержены правой идеологии…

Вадим ВИХРОВ

№3(64), 2012

№3(64), 2012